Общая характеристика платности водопользования. Статья 121 ВК РФ закрепляет систему экономического регулирования, применение которой призвано обеспечить рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов. Важнейший принцип экономического регулирования в этой сфере — платность водопользования. Платность водопользования — основа, на которой базируется экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов.
Элементами системы экономического стимулирования в данной сфере являются платежи, связанные с пользованием водными объектами, финансирование восстановления и охраны водных объектов и экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
По общему правилу, предусмотренному в ст. 122 ВК, пользование водными объектами платное. Исключение составляют случаи, предусмотренные ВК РФ. Так, плата за пользование водными объектами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда — Министерства природных ресурсов РФ и подведомственных ему организаций (управлений эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, дирекций строящихся водохранилищ и водохозяйственных систем, организаций, ведущих государственный мониторинг водных объектов).
ВК РФ (ст. 123) предусматривает два вида платежей, связанных с пользованием водными объектами: плата за пользование водными объектами, которая называется водным налогом, и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Плательщиками указанных видов платежей являются граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Платежи выплачиваются в виде регулярных взносов. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством Российской Федерации. Дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Льготы по платежам, связанным с пользованием водньми объектами, устанавливаются федеральным законом. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов Федерации.
Особым видом платежей ст. 126 В К РФ признает сбор за выдачу лицензий на водопользование. Сбор взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.
* Вестник мэрии Москвы. 2000. № 5.
Водный налог. Порядок взимания платы за пользование водными объектами (водный налог) регулируется ВК РФ и Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. и доп. от 30 марта 1999 г.)*.
* СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067; 1999. № 14. Ст. 1652.
Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, пользующиеся водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, что подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях забора (добычи) воды из подземных источников взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
осуществления забора воды из водных объектов;
удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
использования акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения строительных и иных работ; сброса сточных вод в водные объекты.
Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:
забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Указанная норма действует до 1 января 2003 г.;
забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования;
проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства, а также в некоторых иных случаях.
Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как объем воды, забранной из водного объекта;
объем продукции (работ, услуг), произведенной при использовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
* СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3784.
Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации. Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам. Размер ставки платы за такое пользование водными объектами не должен превышать 30 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Это положение действует до 1 января 2003 г.
До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов РФ ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством РФ.
При заборе или сбросе воды сверх лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз. Аналогичное правило применяется и в случаях пользования водными объектами без лицензии, т.е. ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии.
Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Закон устанавливает порядок определения суммы платы, ее выплаты и сроки уплаты. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
Статья 8 упомянутого Закона регулирует порядок зачисления платы. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: 40% в поступает в федеральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов Федерации.
При пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов РФ, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта Федерации по месту регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов РФ на территориях которых находятся такие водные объекты. Доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами РФ. Суммы платы направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50%. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.
* БНА. 1998. № 24; 1999. № 20.
Плата на восстановление и охрану водных объектов поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, на территориях которых используются водные объекты.
Плата вносится за:
изъятие воды из водных объектов в пределах лимита;
сверхлимитное изъятие воды;
использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах лимитов.
Эта плата поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: в федеральный бюджет — 40% и в бюджет субъекта Федерации — 60%. За сверхлимитное изъятие воды взимается повышенная плата. Указанная плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, поступающая в бюджеты субъектов РФ, используется для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов.
Средства федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, а также средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, используются для реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов; защиты от вредного воздействия вод; научно-исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает нормативы; сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в установленном упомянутым Законом соотношении.
За сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает нормативы, и сточных вод нормативного качества сверх лимитов предусматривается повышенная плата. Эта плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Денежные средства, поступающие в федеральный целевой бюджетный экологический фонд, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, используются не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и федерального целевого бюджетного экологического фонда определяется Правительством РФ.
Льготы по платежам. Система экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов включает в себя согласно ст. 127 ВК РФ:
установление налоговых и иных льгот, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, выполняющим работы по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
предоставление льготных кредитов на выполнение работ по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
установление налоговых, кредитных и иных льгот, предоставленных водопользователям.
Порядок предоставления налоговых, кредитных и иных льгот за рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов определяется законодательством РФ.
Важнейшим элементом системы экономического стимулирования является предоставление льгот по платежам, связанным с пользованием водными объектами (ст. 128 ВК). Так, государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства, устанавливаются льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, в соответствии с законодательством РФ. Льготы этой категории водопользователей, а также льготы другим категориям водопользователей по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов РФ, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.