Общая характеристика. Статья 103 ЛК РФ устанавливает два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендную плату. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — когда участки лесного фонда передаются в аренду.
Принцип определения размеров платежей состоит в следующем. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
* СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4090.
Минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда, который составляет 5% размера минимальной ставки.
Ставки дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине, а также в зависимости от расстояния вывозки, т.е. по лесотаксовым разрядам.
Вся территория Российской Федерации распределяется по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам. Участок леса переводится из одного лесотаксового района или лесотаксового пояса в другой Правительством РФ по представлению Минприроды России, согласованному с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ.
Распределение лесов по лесотаксовым разрядам может быть изменено в случаях запрещения соответствующими органами сплава древесины по рекам, отнесенным в соответствии с материалами лесоустройства к сплавным; закрытия или открытия в установленном порядке железнодорожных станций или разъездов для погрузки древесины; изменения местонахождения погрузочных пунктов в связи с постройкой новых железных дорог, входящих в общую сеть железных дорог России; выявления нарушений порядка распределения лесов по лесотаксовым разрядам.
Леса распределяются по лесотаксовым разрядам органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Федерации.
Лесной кодекс РФ закрепляет правило, согласно которому платными являются виды лесопользования, для которых требуется оформление в установленном порядке. Существуют следующие исключения из этого правила.
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 103 ЛК РФ не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых арендатором, осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке. Кроме того, лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.
Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при рубках промежуточного пользования, других лесохозяйственных работах, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работах для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами второстепенных лесных ресурсов и побочном лесопользовании (ч. 3 ст. 104 ЛК).
Согласно ст. 107 ЛК от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; пенсионеры, проживающие в сельской местности; лица, пострадавшие от стихийных бедствий; вынужденные переселенцы; крестьянские (фермерские) хозяйства; представители коренных малочисленных народов.
Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, а также охотиться (ст. 86 ЛК).
* Вестник Московской областной Думы. 1998. № 12.
Письмом Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 14 декабря 1993 г. № НП-4-02/199н, 148,7 утверждены «Основные положения о порядке и условиях взимания лесных податей»*. Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом, за исключением арендаторов.
* РВ. 1994. № 17.
Эти платежи представляют собой плату, взимаемую за древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований; пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства; пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. В состав лесных податей входит и плата за пользование землями лесного фонда.
Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Формы внесения лесных податей определяются районными (городскими) органами местного самоуправления и оговариваются в разрешительном документе по каждому объекту пользования. Подати взимаются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования в течение всего срока действия документа, разрешающего пользование лесным фондом.
* РВ. 1994. 24 мая. № 93; 1996. 5 июня. № 103.
Минимальные ставки лесных податей используются при организации лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче участков лесного фонда в аренду и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.
Районные (городские) органы местного самоуправления могут предоставлять лесопользователям скидки по отношению к минимальным ставкам лесных податей на отдельных участках лесного фонда вследствие необычно низкой эффективности лесопользования на них, например при разработке горельников, ветровальной, снего- и буреломной древесины и т.п. Лесные подати поступают в бюджеты районов, на территориях которых осуществляется лесопользование.
Арендная плата. При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (ст. 105 ЛК).
* СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1585.
При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню. Арендная плата взимается исходя из ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду.
В начальный период освоения участка лесного фонда для заготовки древесины (период создания и развития производственных мощностей) размер арендной платы устанавливается в соответствии с объемами заготовки древесины, которые определены в договоре аренды. Продолжительность начального периода освоения участка устанавливается в договоре, однако он не может превышать трех лет.
За древесину, заготавливаемую арендатором при рубках промежуточного пользования на участке лесного фонда, переданном ему в аренду для рубок главного пользования, арендная плата не взимается.
Распределение и использование средств, получаемых в качестве платежей за пользование лесным фондом. Согласно ст. 106 ЛК РФ часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ. В федеральный бюджет поступает 40%, в бюджеты субъектов Федерации — 60%.
В субъектах РФ, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Федерации.
Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта РФ, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Лесные подати и арендная плата, за некоторыми исключениями, поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством и приравниваются к бюджетным средствам, используемым для нужд лесного хозяйства.