Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда

Понятие земель лесного фонда. Земли лесного фонда занимают самую большую площадь по сравнению со всеми иными категориями земель в нашей стране. Основное их целевое назначение — использование в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Земельное законодательство рассматривает земли лесного фонда в качестве самостоятельной категории по отношению к лесному фонду.
Вместе с тем естественно-биологические связи земли и лесов в значительной степени определяют сущность и содержение правового понятия «земли лесного фонда». Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь, эксплуатация лесных ресурсов влияет на состояние земель лесного фонда. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений и регулируются земельным и лесным законодательством.
Для того чтобы иметь представление о правовом режиме земель лесного фонда, необходимо уяснить наиболее важные положения лесного законодательства и его соотношение с земельным законодательством.
Соотношение юридических понятий «лес» и «земли лесного фонда» заключается в следующем. Лесной кодекс РФ (ст. 7 и 9) включает в понятие леса и земли, на которых произрастают леса. В отличие от Лесного кодекса РСФСР 1978 г. (ст. 4), который разграничивал эти понятия, сначала Основы лесного законодательства РФ 1993 г., а ныне и ЛК РФ объединили эти различные по содержанию понятия.
Между тем биологические и иные естественно-научные характеристики природных объектов не закрепляются в праве автоматически. Для права имеют значение лишь юридически значимые признаки природных ресурсов. Поэтому российское законодательство о природных ресурсах построено на принципе разграничения предметов регулирования соответствующих отраслей. Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с определением порядка использования и охраны земель, т.е. регулирует земельные отношения. Предмет лесного законодательства — лесные отношения, т.е. отношения по поводу эксплуатации лесов, защиты их от пожаров, вредителей, болезней и воспроизводству. Лесное законодательство учитывает естественные природные взаимосвязи, закрепляет нормы, имеющие целью предотвратить причинение вреда другим природным ресурсам в результате эксплуатации лесов.
В преамбуле ЛК РФ говорится о том, что лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. С юридической точки зрения, такое представление о лесе не выдерживает критики. Указанный комплекс отношений регулируется различными отраслями законодательства: земельным, водным законодательством, законодательством о животном мире, о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды и другими, а не только одним лесным законодательством. Фактически в ЛК РФ закреплено не юридическое, а биологическое понятие леса. Юридическое понятие «лес» включает в себя только совокупность растительных организмов: древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников, грибов и т.п.).
Неправильное определение в лесном законодательстве основных понятий приводит к трудностям его применения, возникновению споров и коллизиям. Включение в состав лесного фонда земель этого фонда затрудняет применение норм земельного законодательства в случаях использования земель лесного фонда, порождает противоречия между лесным и земельным законодательством.
Признавая экологическую связь земли, леса и других природных объектов, следует подчеркнуть, что лес и земля представляют собой природные объекты, правовое регулирование использования которых имеет различный характер. Объединение земли и лесов в единое понятие «лесной фонд» создает неправильное представление о действительных площадях, занятых лесами, площадь которых при этом ассоциируется с площадью земель этого фонда, в состав которых входят и не покрытые лесом земли.
Понятие земель лесного фонда содержится в ст. 94 ЗК РСФСР. Землями лесного фонда являются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Несколько иная внутренняя структура земель этой категории закреплена в ст. 8 ЛК РФ. В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие не удобные для использования земли).
Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видов земель. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.
Нелесные земли — земли, которые не только не заняты лесами, но и не предназначены для его выращивания. Их целевое назначение состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства — устройство просек, дорог и т.д. К нелесным землям относятся также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе земель лесного фонда.
Таким образом, земли лесного фонда являются самостоятельной правовой категорией, самостоятельным объектом правового регулирования по отношению к такой категории, как лесной фонд. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений как предмета земельного права. В силу этого все нормы, регулирующие отношения по поводу земель лесного фонда, носят земельно-правовой характер независимо оттого, содержатся ли они в земельном законодательстве или в ЛК РФ. Земельное законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования использования и охраны земель лесного фонда, а лесное — отражает специфику регулирования этих отношений. Принимая во внимание целевое назначение земель лесного фонда, их правовой режим закрепляется в земельном и лесном законодательстве.
Характеристика основных понятий, используемых в лесном законодательстве. Специфические свойства леса как природного ресурса определяют особенности правового режима земель этого фонда. Поэтому целесообразно дать краткую характеристику правового режима лесов.
Статья 7 ЛК предусматривает, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Таким образом, не все леса, которые произрастают в нашей стране, включаются в состав лесного фонда, а лишь часть их.
Согласно ст. 9 ЛК к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Это понятие применяется для того, чтобы определить конкретный объект права лесопользования и тем самым права пользования землями лесного фонда, поскольку осуществлять право лесопользования, не используя как пространственный базис земли лесного фонда, невозможно. В содержание понятия «участок лесного фонда» включаются как определенная часть лесов, так и участок земель лесного фонда.
В лесном законодательстве используется также термин «леса, не входящие в лесной фонд». Леса, расположенные на землях обороны, и городские леса на землях городских поселений в лесной фонд не включаются (ст. 10 ЛК).
К древесно-кустарниковой растительности относится растительность, произрастающая на: землях сельскохозяйственных, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий (ст. 11 ЛК). Древесно-кустарниковая растительность не включается в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд. Это означает, что лесное законодательство разграничивает понятие «лесная растительность», которая включается в состав лесного фонда и в состав лесов, не входящих в лесной фонд, и понятие «нелесная растительность».
Для ведения лесного хозяйства принципиальное значение имеют такие понятия, как группа лесов и категория защитности лесов. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности (ст. 55 ЛК).
Лесное законодательство выделяет леса первой, второй и третьей групп. Основная цель такого деления заключается в том, чтобы определить режим заготовки древесины и обеспечить охрану наиболее ценных лесов, имеющих важное природоохранное значение. В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них, использования лесного фонда, а также порядок изъятия участков лесного фонда. Отнесение лесов к соответствующей группе определяет применение тех или иных видов и способов рубок, ширину лесосек и т.п.
Группа лесов — правовой режим, установленный в отношении части лесного фонда в зависимости от его экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций.
Правовой гарантией сохранения уникальных природоохранных функций лесов служит установление категорий защитности лесов, которые выделяются в пределах лесов первой группы. Категория защитности определяет правовой режим части лесного фонда и не покрытых лесом земель этого фонда, выделенных в связи с особым защитным, водоохранным, санитарно-гигиеническим, рекреационным, научным, историческим и иным специальным значением для использования преимущественно в одной из указанных целей.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий (ст. 56 ЛК). Леса первой группы могут быть подразделены на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды, и т.д.
К лесам второй группы ст. 57 ЛК относит леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные (ст. 58 ЛК).
Приказом Рослесхоза от 27 июня 1997 г. № 83 утверждены Критерии отнесения лесов III группы к резервным лесам. Резервные леса выделяются только из состава лесов третьей группы. Эти леса — источник получения древесины для местных нужд. Одновременно они имеют важное водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, климатоулучшающее, санитарно-гигиеническое и экологическое значение, обеспечивая условия традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей.
К резервным относятся все леса (в том числе заросли кедрового стланика, карликовой березы и т.п.), расположенные как в пределах горных систем, так и на равнине, не предполагаемые к вовлечению в эксплуатацию в течение ближайших 15—20 лет. В состав резервных входят леса на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей. Леса третьей группы могут быть отнесены к резервным, как правило, по материалам лесоустройства. Предложения по отнесению лесов к резервным подготавливаются лесхозами и направляются в органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ. Эти органы рассматривают указанные предложения и представляют их в органы исполнительной власти субъекта Федерации для принятия решения. Постановление (распоряжение) органа исполнительной власти субъекта РФ является основанием для отнесения части лесов третьей группы к резервным лесам.
В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.). На особо защитных участках лесов могут быть запрещены рубки главного пользования.
При отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном лесным законодательством. Параметры особо защитных участков лесов утверждаются органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства или специального обследования. Перечень особо защитных участков лесов устанавливается Министерством природных ресурсов РФ.


Порядок разграничения лесов на группы и категории защитности регулируется постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. № 1169 «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы»*. Установлено, что отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категорий защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию производятся Минприроды России по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

* СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4385.

Отнесение лесов к ленточным борам, защитным полосам лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к иным категориям защитности, если это не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ по представлению соответствующих территориальных органов управления лесным хозяйством.


Процедурные вопросы разграничения лесов на группы и категории защитности регулируются Положением о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, утвержденным приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. № 68*.

* Экономика и жизнь. 1994. № 16.

Ходатайства об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их переводе из одной группы лесов или категории защитности в другую могут вноситься заинтересованными министерствами, ведомствами, государственными, общественными и другими организациями, органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ.
Материалы и обоснования для возбуждения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также переводе их из одной группы лесов или категории защитности в другую составляются, как правило, лесоустроительными, научными и проектно-изыскательскими предприятиями, учреждениями, организациями системы Минприроды России. Предложения об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их переводе из одной группы лесов или категории защитности в другую согласовываются заинтересованной организацией с районной администрацией, лесхозами, местными органами охраны окружающей природной среды и представляются органу управления лесным хозяйством в субъекте Федерации.
Орган управления лесным хозяйством в субъектах РФ при участии соответствующего государственного органа окружающей природной среды рассматривает ходатайство и согласовывает его с органами исполнительной власти субъектов РФ. Затем ходатайство направляется в Минприроды России. Это министерство в двухмесячный срок рассматривает ходатайство с участием государственных органов охраны окружающей природной среды, других заинтересованных министерств и ведомств и принимает решение.
Решение об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также переводе их из одной группы лесов или категории защитности в другую оформляется приказом Минприроды.
Отнесение лесов к государственным защитным лесным полосам, ленточным борам, защитным полосам вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, к городским лесам и лесопаркам и к другим категориям защитности, если это не связано с переводом лесов из одной группы в другую, производится органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Процедура выделения особо защитных участков леса урегулирована приказом Рослесхоза от 30 декабря 1993 г. № 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса». Особо защитные участки леса выделяются в целях сохранения защитных и иных экологических и социальных функций таких участков путем установления в них соответствующего порядка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом.
Предусмотрено, что органы управления лесным хозяйством субъектов РФ могут разрабатывать по согласованию с органами охраны окружающей природной среды и утверждать зональные (местные) нормативы выделения особо защитных участков леса. Порядок ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом в особо защитных участках леса устанавливаются в соответствующих правилах и инструкциях, регламентирующих использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, принимаемых субъектами РФ, Минприроды России и органами управления лесным хозяйством субъектов РФ.
Особо защитные участки леса не выделяются в лесах, отнесенных к категории защитности, в которых установлен аналогичный или более строгий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, чем в особо защитных участках леса.
Такие защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются органами управления лесным хозяйством субъектов РФ на основании материалов лесоустройства или специальных обследований. Эти материалы согласовываются с органами охраны окружающей природной среды и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Документация по выделению особо защитных участков леса должна содержать информацию о территориальном размещении указанных участков, количественной и качественной характеристике лесного фонда, включаемого в эти участки, и иные сведения, необходимые для обоснованного решения вопросов выделения таких участков.
В этих случаях должны учитываться региональные и местные природные, экономические и иные условия и особенности. Формы документации по выделению особо защитных участков леса, порядок ее согласования с заинтересованными организациями и представления на рассмотрение и утверждение устанавливаются органами управления лесным хозяйством субъектов РФ по согласованию с органами охраны окружающей природной среды.
При выделении особо защитных участков леса подготавливаются и представляются предложения по уточнению размеров расчетной лесосеки главного пользования, объемов промежуточного пользования и способов рубок. Особо защитные участки леса выделяются исходя из народнохозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций в соответствии с утвержденными признаками и нормативами, которые могут быть детализированы и уточнены в субъектах РФ.
Предусмотрены 25 видов особо защитных участков леса. Так, берегозащитными участками леса могут быть признаны полосы леса шириной 100—300 м (в многолесных районах — 100 м, в среднелесных — 200 м, малолесных — 300 м).
Допускается выделение участков леса с наличием реликтовых и эндемичных растений. К ним относятся участки леса с древесной, кустарниковой и травянистой растительностью, в составе которой находятся виды растений, имеющие научную или историческую ценность. Площади и границы каждого такого участка устанавливаются на основании специальных обследований и обоснований.
Могут быть выделены участки леса вокруг глухариных токов. Ими признаются участки леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов. Выделяются, как правило, не более трех таких участков на 10 тыс. га лесного фонда с тем, чтобы, охраняя природу, не создавать неоправданных ограничений в использовании лесных ресурсов. Возможно выделение и иных видов защитных участков леса: опушки леса по границам с безлесным пространством; небольшие участки леса по границам, расположенные среди безлесных пространств, участки леса на легко размываемых и выветриваемых грунтах и т.д.
Кроме этого, к лесам, выполняющим защитные функции, относятся противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов и некоторые другие. Все леса, находящиеся на землях природоохранного назначения, относятся к первой группе лесов.
Общая характеристика правового режима земель лесного фонда. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (ст. 7 ЛК). Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. Согласно ст. 25 ЗК изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в ст. 24 ЗК.
Статья 59 ЛК предусматривает, что при отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном ЛК.
В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов устанавливаются порядок ведения хозяйства в них, режим использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд. В связи с этим важное значение для обеспечения сохранности лесов имеет определение порядка перевода лесных земель в нелесные.
В соответствии со ст. 63 ЛК перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются:
в лесах первой группы — Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством;
в лесах второй и третьей групп — органом государственной власти субъекта РФ по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
При переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, или изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются перевод и изъятие, взимается плата. Размер платы устанавливается органом государственной власти субъекта РФ на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда. Полученные денежные средства направляются лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством в качестве возмещения потерь лесного хозяйства. Убытки, связанные с изъятием земель лесного фонда, возмещаются лесопользователю в полном объеме в порядке, установленном Правительством РФ.


Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда утвержден постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1200*.

* СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4538.

Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, может осуществляться либо для временного (на срок до 25 лет) использования без исключения из состава лесного фонда, либо с изъятием земель и исключением их из состава лесного фонда. При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, о плате за перевод лесных земель в нелесные и размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда.
Процессуальные вопросы урегулированы в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденном приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. № 69. Такой перевод может быть осуществлен по инициативе юридических лиц и граждан с согласия органа управления лесным хозяйством или пользователя лесным фондом и по согласованию с заинтересованными организациями.
Юридические, лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления. В тех случаях, когда испрашиваются земельные участки для расширения существующих объектов, проверяются правильность использования ранее отведенных земель, а также состояние работ по рекультивации нарушенных земель. Земельные участки для разработки полезных ископаемых открытым способом и добычи торфа отводятся по согласованию с органами государственного горного надзора, как правило, после приведения ранее предоставленных земельных участков в состояние, пригодное для хозяйственного использования, и возвращения их прежним владельцам.
В случае обоснованности заявления по поручению органа местного самоуправления комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют подготовку землеустроительного дела. Орган местного самоуправления рассматривает материалы землеустроительного дела и принимает постановление. Указанное постановление вместе с землеустроительным делом направляется органу исполнительной власти субъекта РФ.
Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании согласований с органом управления лесным хозяйством и соответствующими органами по охране окружающей среды, здравоохранению, архитек-турно-планировочными и другими принимает постановление и обращается в Правительство РФ с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные и изъятия нелесных земель. Адресованная Правительству РФ просьба вместе с землеустроительным делом направляется на заключение в Минприроды России — для земель лесхозов и военного ведомства и для лесов совхозов, колхозов и других сельскохозяйственных организаций. Распоряжение Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные служит основанием для изъятия земель лесного'фонда и предоставления их в пользование.
Иной порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, предусмотрен в ст. 64 ЛК.
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется соответствующим лесхозом с разрешения территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ.
На участках лесного фонда, переданных в аренду или на концессию, при строительстве лесопользователем лесовозных дорог, срок действия которых более двух лет, возведении лесопользователем на срок лесопользования строений и сооружений, пунктов хранения древесины перевод лесных земель в нелесные осуществляется в указанном выше порядке.
В решении о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, указываются место нахождения участка, его площадь, цель и срок, на который осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ на данном участке, мероприятия по рекультивации участка после истечения срока перевода.
Право собственности на земли лесного фонда. Важнейший элемент правового режима земель лесного фонда — право собственности на эти земли. Характер права собственности на земли лесного фонда подчинен праву собственности на леса, поскольку, как уже говорилось выше, согласно ст. 7 ЛК земли лесного фонда включены в содержание понятия «лесной фонд». Статья 19 ЛК предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности, соответственно и земли лесного фонда — объект права федеральной собственности.
Учитывая естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта, установление права частной собственности на значительные площади лесных массивов нецелесообразно. Это обусловлено тем, что процесс лесовоспроизводства связан с длительными сроками, нередко превышающими пределы человеческой жизни. Капитал, затраченный на приобретение лесов для ведения лесного хозяйства, приносит прибыль лишь по истечении долгого времени, иногда 100—150 лет. Поэтому рубка леса — исключительно прибыльное мероприятие для его собственника, заинтересованного прежде всего в получении прибыли. Вложение средств в искусственное лесовосстановление в условиях частной собственности на эти земли малорентабельно.
В соответствии со ст. 18 ЛК содержание права собственности на леса определяют три отрасли законодательства: лесное, гражданское и земельное. Приоритет при этом отдан лесному законодательству, что немаловажно, поскольку общее содержание права собственности определяется в гражданском законодательстве, а некоторые принципиальные его особенности в области лесных отношений предусматриваются в лесном и в какой-то мере — в земельном законодательстве.
Общее содержание права собственности закреплено в ст. 209 ГК РФ. В лесном законодательстве определяются специфические черты и характер содержания права собственности на леса и земли лесного фонда, а также особенности механизма реализации правомочий собственника на этот вид природных ресурсов.
Нормы гражданского законодательства о праве собственности, об оборотоспособности конкретизируются в лесном законодательстве. Это обстоятельство обусловлено содержанием п. 3 ст. 129 ГК, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Кроме того, согласно п. 3 ст. 209 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Важнейшие особенности содержания права государственной собственности на леса закреплены в ст. 18 ЛК. Во-первых, на собственника — Российскую Федерацию возлагается бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему лесов. В то же время собственник имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Во-вторых, владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.


В ранее действовавших Основах лесного законодательства РФ 1993 г. вопрос о праве собственности на леса был обойден молчанием. В ст. 2 Основ указывалось лишь, что лесной фонд находится в совместном ведении РФ, республик в составе РФ и других субъектов Федерации. Лесной кодекс (ст. 19) впервые признал возможность установления права собственности на леса для субъектов Федерации. Предполагается, что по данному вопросу должен быть принят федеральный закон. Проблема разграничения права федеральной собственности и собственности субъектов РФ на леса рассматривалась Конституционным Судом РФ*.

* См. постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-п «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» (СР РФ. 1998. № 3. Ст. 429.).

Остается открытым также вопрос о порядке отнесения лесов к муниципальной собственности. Согласно ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»* в состав муниципальной собственности входят, в частности, муниципальные земли и другие природные ресурсы. Однако до сих пор в законодательстве не закреплены критерии и порядок отнесения лесов к категории объектов муниципальной собственности.

* СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

Что касается права частной собственности, то ЛК допускает ее только в отношении древесно-кустарниковой растительности (ст. 20), которая не находится на землях лесного фонда. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом (подробнее см. § 3 гл. 5).