Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 9. Ответственность за нарушения законодательства о недрах

Общие положения об ответственности за нарушение законодательства о недрах. В ст. 49 Закона «О недрах» сформулированы составы правонарушений, совершение которых влечет применение мер ответственности, установленных действующим законодательством.
В связи с тем что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Поэтому сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона РФ «О недрах», признаются недействительными.
Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:
предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом РФ «О недрах»;
нарушении установленого законодательством порядка пользования недрами;
самовольном пользовании недрами;
выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;
нарушении Закона РФ «О недрах», нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуатации;
нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;
уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;
невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;
неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования,
несут уголовную и административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения Закона РФ «О недрах».
Административная, ответственность. Составы административных проступков за нарушение законодательства о недрах предусмотрены в КоАП РСФСР.
Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов как административный проступок ст. 55 КоАП определяет следующим образом. Состав этого административного правонарушения образуют: во-первых, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, невыполнение правил охраны недр и требований по охране окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков.
Во-вторых, выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче, порча месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов.
И в-третьих, утрата маркшейдерской документации, невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации.
Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр согласно ст. 56 КоАП представляет собой нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений.
Статья 561 КоАП предусматривает административную ответственность за незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.
Состав данного административного правонарушения образуют незаконная выдача лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, незаконная выдача лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов на континентальном шельфе РФ, а также незаконная выдача лицензии (разрешения) на разведку и промысел живых ресурсов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, разведку и разработку неживых ресурсов в исключительной экономической зоне РФ.
К составу этого же правонарушения относится незаконная выдача разрешений на буровые работы, создание искусственных островов, установок и сооружений, прокладку подводных кабелей или трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов, на континентальном шельфе РФ, а также на ресурсные или морские научные исследования, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне РФ.
Наконец, произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, буровые работы, создание искусственных островов, установок и сооружений, прокладку подводных кабелей или трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов, на континентальном шельфе РФ, а равно разведка и промысел живых ресурсов, ресурсные или морские научные исследования, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а также разведка и разработка неживых ресурсов либо сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне РФ также охватываются этим составом административного правонарушения.
Административная ответственность за нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, установлена в ст. 562 КоАП.
В качестве административного проступка признается нарушение действующих стандартов (норм, правил) безопасного проведения поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов либо условий лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, а также невыполнение требований рационального использования и охраны минеральных ресурсов или рационального промысла и защиты живых ресурсов континентального шельфа РФ.
За нарушение правил вывода подводных кабелей или трубопроводов на территорию РФ, которое может привести к порче месторождений полезных ископаемых, причинить вред жизни или здоровью людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре или фауне либо создать помехи другим законным видам деятельности на континентальном шельфе РФ, установлена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения или без таковой.
Нарушение условий промысла живых ресурсов, действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, а также невыполнение требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов в исключительной экономической зоне РФ влечет наложение штрафа с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения или без таковой.
Статья 563 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. Это административное правонарушение представляет собой нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением или международными договорами РФ, которое создало или могло создать помехи законным видам деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а равно самовольное изменение программы морских научных исследований на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.
Незаконной передачей минеральных и живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ считается в соответствии со ст. 846 КоАП незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам.
Совершение указанных административных проступков влечет наложение штрафа в установленном размере на должностных и иных лиц.
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах предусмотрена УК РФ. Так, ст. 253 УК установила ответственность за нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ.
Незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 255 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны и использования недр. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о недрах регулируется общими нормами ГК РФ. Кроме того, некоторые особенности возмещения ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о недрах, урегулированы в ст. 51 Закона РФ «О недрах».
Так, вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов.
Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. Подлежит возмещению также вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование.
Вред, причиненный государству, возмещается путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена работами по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.


Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами. Согласно распоряжению Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1214-р при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, необходимо исходить из максимальных уровней платежей за пользование недрами*.

* СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4535.

Особенности возмещения вреда в случаях нарушения законодательства о недрах предусмотрены в ст. 30 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 31 марта 1999 г.). Полученные в результате незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством РФ порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.