Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 4. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения

Земли связи. Некоторые вопросы правового режима земель связи урегулированы в Федеральном законе от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17 июля 1999 г.)*. Согласно ст. 23 Закона к землям связи относятся земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность либо передаваемые их собственниками в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, физическим и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по предоставлению услуг связи.

* СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600; 1999. № 29. Ст. 3697.

Порядок предоставления земельных участков, установления охранных зон и создания просек, режимы пользования ими определяются законодательством РФ. Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, предоставляемых лицам, занимающимся предоставлением услуг связи, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией, утвержденными в установленном порядке.
Лица, занимающиеся предоставлением услуг связи, вправе также устанавливать и обслуживать аппаратуру связи по согласованию с собственниками, землепользователями, в том числе арендаторами, земельных участков, зданий или сооружений. Собственники, землепользователи, в том числе арендаторы, вправе отказать предприятиям связи в указанных работах только по основаниям, предусмотренным законами и иными правовыми актами, принимаемыми в РФ. В случае возникновения спора вопрос может быть решен в суде или арбитражном суде.


В Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578*, урегулированы вопросы правового режима охранных зон линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, определены особенности выполнения работ в пределах таких охранных зон, закреплены права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в таких зонах.

* СЗ РФ. 1995 . № 25. Ст. 2396.

Соблюдение требований, предусмотренных Правилами, преследует цель обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи. В значительной мере эта задача решается путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.
Принципы и критерии для включения соответствующих земельных участков в состав этих зон заключаются в следующем. Так, в частности, на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования для подземных кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов. Такие зоны представляют собой участки земли вдоль этих линий, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 м с каждой стороны. Для наземных и подземных пунктов на кабельных линиях связи зоны устанавливаются в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей, как правило, от центра установки пунктов не менее чем на 3 м. Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.
Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне. Так, на все виды работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 м) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы. В Правилах подробно определено содержание прав и обязанностей юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в охранных зонах линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации.
Технический персонал предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, вправе беспрепятственно проходить, а при ремонтно-восстановительных работах — также беспрепятственно проезжать на территории охранных зон независимо от формы собственности на землю. После выполнения ремонтных работ предприятия, в ведении которых находятся линии связи и линии радиофикации, должны привести сельскохозяйственные угодья в состояние, пригодные для сельскохозяйственного производства, а также возместить собственникам земли (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ, в соответствии с действующим законодательством. В случае аварии убытки должны возмещаться в соответствии с ГК РФ.
В пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, любым юридическим и физическим лицам (в том числе и земельным собственникам) запрещается:
осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 м);
производить геолого-съемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, которые связаны с бурением скважин, шурфованием, взятием проб грунта, взрывными работами;
сажать деревья, располагать полевые станы, содержать скот, складировать материалы, корма и удобрения, жечь костры, устраивать стрельбища;
устраивать проезды и стоянки автотранспорта, тракторов и механизмов и т.д. Запрещены также всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации.


Несколько иной характер имеет правовой режим охранных зон, которые устанавливаются в соответствии с Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 В, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667*.

* СП СССР. 1972. № 19. Ст. 97.

Охранные зоны для охраны электрических сетей напряжением до 1000 В устанавливаются, в частности: вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 м с каждой стороны; вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 1 м с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами — на 0,6 м в сторону проезжей части улицы.
В пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается:
выполнять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, сажать, вырубать деревья, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы;
устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 м, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта с помощью бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин (в охранных зонах кабельных линий электропередачи) и т.д. Запрещаются всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей или привести к их повреждениям.
Земельные участки, включенные в состав охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В, не подлежат изъятию у собственников земельных участков и землепользователей, но используются ими с обязательным соблюдением требований Правил.


Аналогичный режим в целом имеют охранные зоны, которые устанавливаются для охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В. Режим этих зон урегулирован в Правилах охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255*.

* СП СССР. 1984. № 9. Ст. 53.

Земли космического обеспечения. Общие положения, касающиеся правового режима земель космического обеспечения, отражены в Законе РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» (в ред. от 29 ноября 1996 г.)*.

* РГ. 1993. 6 окт.; СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5609.

Согласно ст. 18 этого Закона к числу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относятся: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и техника, используемые при космической деятельности.
Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ.


Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» (в ред. от 24 марта 1998 г.)* определяет правовой режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей космических объектов. Правовой режим таких земель весьма специфичен.

* СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2235; 1998. № 14. Ст. 1587.

Органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при пусках ракет с космодромов и полигонов. Районы падения используются на основании договоров, заключаемых Министерством обороны РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы.
В этих договорах предусматриваются:
установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды;
обеспечение Министерством обороны РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период пусков ракет;
установление порядка возмещения Министерством обороны РФ причиненного ущерба и приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного ипользования и некоторые другие вопросы.
На Министерство обороны РФ возлагается обязанность возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет. Ущерб возмещается по представлению заключений совместных комиссий Министерства обороны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Минприроды России и органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.


Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет»* утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам РФ за разовое использование районов падения при запусках космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

* СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1587.

Земли обороны. Землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил РФ, пограничных, внутренних и железнодорожных войск (ст. 88 ЗК). Это — особый вид рассматриваемой категории земель. Такими землями признаются только те земельные участки, которые находятся вне пределов земель населенных пунктов.


Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 30 декабря 1999 г.)* (ст. 1) предусматривает, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

* СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1. Ст. 6.

К компетенции Министерства обороны РФ согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1357*, относятся, в частности, расквартирование войск (сил), а также организация строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в Вооруженных Силах. Преимущественно в этих целях используются земли для нужд обороны. На них располагаются обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных, военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты населенных пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях, имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим деятельности, иные объекты, которые предназначены для расквартирования и обслуживания военнослужащих и членов их семей и объекты военной инфраструктуры, в том числе военнно-морские базы и пункты базирования военных кораблей. Особенностью правового режима этих земель является установление запретных зон.

* СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5652.

Воинские части вправе проводить учения и другие мероприятия на всех землях. При необходимости временного (эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В этих целях земли используются на основании соответствующего решения о проведении таких мероприятий и договора, заключаемого воинской частью с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в местной администрации.
В решении местной администрации определяется срок использования земель, который не может превышать один год, размеры платежей за использование земельных участков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, с согласия собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
Воинские части обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и сдавать их по акту собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам под контролем местных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. Земельные участки приводятся в пригодное состояние в ходе учений, а при невозможности этого — в срок, предусмотренный в договоре.


Особый режим использования земель может устанавливаться в пограничных зонах, что влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, находящихся в пределах этих зон. Порядок пользования земельными участками в пограничной полосе регулируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 31 мая 1999 г.)*.

* ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2808.

Согласно ст. 16 данного Закона в пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.
Исходя из характера отношений РФ с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. Определяются пределы пограничной зоны, предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов РФ по представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы РФ на территориях субъектов РФ.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со старшими должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы РФ на территориях субъектов РФ и подлежат опубликованию.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Конкретные работы, мероприятия проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы РФ (ст. 18 Закона).
Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона в целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу могут быть запрещены или ограничены содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Минсельхозом РФ или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов РФ.


Земли иного назначения. Видом земель иного назначения в рамках данной категории являются земли, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью. Права собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах охраны государственной наблюдательной сети (ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»*). Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений' в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

* СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.

Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № 972 было утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением*. В Положении установлен порядок создания охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

* СЗ РФ. 1999. № 36. Ст. 4405.