Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 3. Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота

Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Впервые понятие «земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства» было закреплено в ст. 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле и позднее было использовано в ЗК. Личное подсобное хозяйство — своебразная форма производства сельскохозяйственной продукции, имеющая характер личного потребления. Такого рода деятельность не рассматривается как предпринимательская и не облагается подоходным налогом. Ведение личного подсобного хозяйства не имеет в качестве основной цели извлечение прибыли. Доходы, которые получают от продажи продукции, используются для личного или семейного потребления.
Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства определен в ст. 64 ЗК, согласно которой земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Таким образом, все граждане, желающие вести личное подсобное хозяйство, независимо от того, где они проживают, имеют право приобрести в собственность земельный участок для этой цели.
Своеобразие правового режима данных земель заключается в том, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства хотя и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, обычно находятся в составе земель населенных пунктов. При компактной застройке населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части за пределами жилой зоны населенного пункта.
Предельные размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства устанавливаются согласно ст. 36 ЗК сельскими, поселковыми, городскими администрациями. Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» предусмотрено, что собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других сособственников на расширение до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство, за счет принадлежащих им паев (п. 5).
Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (п. 4) предусмотрел, что собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения личного подсобного хозяйства или передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
Этим же Указом органам исполнительной власти субъектов РФ поручено обеспечить проведение комплекса землеустроительных работ связанных с компактным размещением земельных участков личных подсобных хозяйств.
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования личного подсобного хозяйства, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей. В случае разногласий решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. При этом должны быть обеспечены рациональная организация территории (компактное размещение) и качество земель выделяемого участка не ниже среднего по хозяйству.


В соответствии с Законом РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»* передача земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством РФ и республик в составе РФ и данным Законом.   

* ВВС РФ. 1993. № 1. Ст. 26.

Граждане, получившие земельные участки в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, имеют право продавать их другим гражданам РФ независимо от сроков приобретения права собственности на продаваемый участок в пределах норм предоставления земельных участков.
Граждане, имеющие на момент вступления в силу этого Закона земельные участки, размеры которых превышают предельные нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. Данная часть земельного участка может быть приобретена в частную собственность по договорной цене у органа местного самоуправления. Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, сохраняются за гражданами в полном размере.
Для личного подсобного хозяйства земельный участок продается его собственником самостоятельно путем заключения договора с покупателем либо с помощью районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству в результате проведения в установленном порядке конкурса или аукциона.
Оборот этих земельных участков почти не ограничен. Согласно Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. 62) по договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки, находящиеся в собственности граждан — приусадебные земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственного обслуживания (функционального обеспечения). Однако ипотека полевых земельных участков личных подсобных хозяйств не допускается (ст. 63).
Правовой режим земельных участков для садоводства и огородничества. Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства и огородничества, регулируется ст. 66 и 68 ЗК и Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Содержание и особенности правового режима этих земель определяет цель, для которой они используются.
Существуют две основные правовые формы ведения садоводства и огородничества: коллективная и индивидуальная. В рамках коллективной формы такой деятельности граждане могут создавать садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические некоммерческие партнерства. В то же время законодательство допускает возможность вести садоводство или огородничество в индивидуальном порядке (ч. 6 ст. 66 ЗК, ст. 8 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Земельные участки для коллективного садоводства и огородничества состоят из земель общего пользования и из земель членов некоммерческих объединений. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
В законодательстве определен порядок предоставления земельных участков садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям. Места размещения садоводческих и огороднических некоммерческих объединений определяются путем территориального зонирования. При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества исходя из природно-экономических условий, а также затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
Существуют следующие ограничения на предоставление земель для садовых, огородных земельных участков. Так, на территории муниципального образования могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые и огородные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих и огороднических некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (ведение садоводства, огородничества), разрешенном использовании земельных участков (перечень ограничений, обременении и сервитутов), а также сведения о том, на каких правах гражданам предоставляются земельные участки в конкретной зоне (право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования). Эта схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий являются органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Разработки указанных схем финансируются за счет части земельного налога, поступающего в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Обеспечение граждан садовыми и огородными земельными участками по месту их жительства п. 1 ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» рассматривает как обязанность органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых и огородных земельных участков. Очередность предоставления земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение садовых и огородных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового или огородного участка, и изменения в этих списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового или огородного земельного участка служит основанием для отказа в предоставлении такого участка. Однако такой отказ допускается только в тех случаях, если предоставление участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового или огородного земельного участка, определяет потребности в земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель для общего пользования в садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях. Размер садового или огородного земельного участка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ предельных норм предоставления земельных участков для граждан отдельных категорий.
Процедура выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих и огороднических некоммерческих объединений заключается в следующем. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих и огороднических некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления, принимая во внимание пожелания граждан, и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого и огороднического некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического некоммерческого объединения земельный участок предоставляется ему первоначально в срочное пользование бесплатно. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения проекта в натуру членам некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого и огороднического некоммерческого объединения. При создании садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения члену объединения предоставляется один земельный участок.
Земли общего пользования предоставляются садоводческому, огородническому некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
За предоставление садовых и огородных земельных участков в собственность может взиматься плата в порядке, установленном законодательством субъектов РФ, но не выше нормативной цены земельных участков, за исключением случаев продажи земельных участков на аукционе. При предоставлении земельных участков на ином вещном праве плата не взимается.
В Законе определена взаимосвязь государственной регистрации садоводческого и огороднического некомерческого объединения и предоставления земельного участка. Некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Для государственной регистрации садоводческого, огороднического некоммерческого объединения его учредители представляют в орган юстиции заявление о государственной регистрации такого объединения, решение его учредителей, утвержденный общим собранием учредителей такого объединения устав, документ об уплате регистрационного сбора, а также документы, удостоверяющие права на земельные участки реорганизуемых садоводческих и огороднических некоммерческих объединений, либо документы о предварительном выборе земельного участка для размещения учреждаемого объединения.
В законодательстве определен порядок использования и застройки территории садоводческого и огороднического некоммерческого объединения.
Использование и застройка территорий этих объединений осуществляются на основе проектов организации и застройки территории садоводческого или огороднического некоммерческого объединения. Разработка проектов осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
Некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после установления его границ в натуре, выдачи документов, удостоверяющих право объединения на земельный участок.
Члены садоводческого и огороднического некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения земельных участков между членами такого объединения.
Огородническое некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного участка без составления проекта организации и застройки территории объединения.
Проект организации и застройки территории садоводческого и огороднического некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются: документы, удостоверяющие право объединения на землю; материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий; архитектурно-планировочное задание; технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения.
Проект организации и застройки территории садоводческого и огороднического некоммерческого объединения согласовывается с объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок. Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются: проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического некоммерческого объединения с пояснительной запиской; сметно-финансовые расчеты; графические материалы в установленном масштабе, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей. Экземпляры проекта организации и застройки территории объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются объединению и соответствующему органу местного самоуправления.
Устанавливаются специальные нормативы организации и застройки территории садоводческого и огороднического некоммерческого объединения. Такие нормативы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.
Основными нормативами организации и застройки территории некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются:
количество и размеры подъездных и внутренних дорог;
минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;
тип источников водоснабжения;
техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения;
перечень необходимых противопожарных сооружений;
перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Строения и сооружения возводятся в садоводческом и огородническом некоммерческом объединении в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений осуществляет правление объединения, а также инспектора государственных органов, контролирующих соблюдение законодательства; в порядке авторского надзора — организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления.
Тип материалов и конструкций, применяемых при возведении строений, сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, определяют садоводческое и огородническое некоммерческое объединение и его члены самостоятельно в соответствии с проектом организации и застройки территории такого объединения. Возведение гражданами на садовых и огородных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством. Нарушение требований проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности.
В законодательстве детально определены земельные права и обязанности членов садоводческого и огороднического некоммерческого объединения.
Членами садоводческого и огороднического некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане РФ, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства). Членами садоводческого и огороднического потребительского кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива. Что касается членов садоводческого и огороднического некоммерческого объединения, то ими могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих и огороднических некоммерческих объединений, если земельные участки им предоставляются на праве аренды или срочного пользования.
Учредители садоводческого и огороднического некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого и огороднического некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.                          
Член садоводческого и огороднического некоммерческого объединения имеет право:
самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений — на садовом земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном земельном участке;
распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
при отчуждении садового, огородного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого и огороднического некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого и огороднического некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов объединения;
добровольно выходить из садоводческого и огороднического некоммерческого объединения с одновременным заключением с объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования;
осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
Одновременно член садоводческого и огороднического некоммерческого объединения обязан:
нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
не нарушать права членов такого объединения;
соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
своевременно уплачивать членские, и иные взносы, предусмотренные Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и уставом такого объединения, налоги и платежи;
в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;
соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.
Правовой режим земельных участков для садоводства и огородничества имеет некоторые особенности, касающиеся приватизации садовых и огородных земельных участков.
Садоводам и огородникам и их садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Приватизация садовых и огородных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в следующей последовательности:
1) общее собрание членов некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых и огородных земельных участков;
2) комиссия организует сбор заявлений от членов садоводческого и огороднического некоммерческого объединения о приватизации земельных участков и проводит с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;
3) член соответствующего объединения в своем заявлении указывает, на каком праве он хочет переоформить садовый или огородный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;
4) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых огородных и дачных земельных участков дает заключение о наличии встречных требований к границам садовых и огородных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора. Если спор таким образом урегулировать не удается, он рассматривается в судебном порядке;
5) общее собрание членов садоводческого и огороднического некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление объединения рассматривает подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за объединением, а садовых и огородных земельных участков — за конкретными гражданами, их супругами;
6) в случае несоответствия фактической площади садовых или огородных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, в проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;
7) органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого или огороднического некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ;
8) решение органа местного самоуправления о приватизации садового или огородного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому или огородническому некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;
9) членам садоводческого и огороднического некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое получает их в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству по доверенностям членов объединения;
10) за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки с каждого члена объединения взимается регистрационный сбор в размере установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Органы местного самоуправления вправе устанавливать гражданам отдельных категорий льготы по уплате регистрационного сбора.
Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые и огородные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде. В случае несоответствия фактической площади садовых и огородных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые и огородные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.
Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует также особенности оборота садовых и огородных земельных участков.
Сделками с садовыми или огородными земельными участками признаются действия граждан, направленные на установление, изменение или прекращение земельных и иных прав. При совершении сделок с этими земельными участками изменение их целевого назначения и разрешенного использования не допускается. Порядок совершения сделок с садовыми и огородными земельными участками регулируются указанным Федеральным законом, а также гражданским и земельным законодательством с учетом особенностей, установленных законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, о градостроительстве, водным, лесным и иным законодательством.
Установлены следующие особенности совершения таких сделок. Во-первых, не допускаются сделки с садовыми, огородными земельными участками, если такие сделки приводят к нарушениям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных требований (норм, правил и нормативов) или к невозможности соблюдать целевое назначение указанных земельных участков и условия их разрешенного использования. Во-вторых, отчуждение, залог, сдача в аренду садового и огородного земельного участка, находящегося в общей собственности, осуществляются при согласии всех участников общей собственности.
Собственники садовых и огородных земельных участков вправе их продать, подарить, передать в залог, аренду, срочное пользование, обменять, заключить договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказаться от указанных участков. Такие земельные участки, находящиеся в собственности граждан, наследуются по закону или по завещанию. Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в общей совместной собственности супругов, могут быть разделены между ними. Земельные участки общего пользования садоводческого и огороднического некоммерческого объединения разделу не подлежат.
Садовые и огородные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, можно передать в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них. Садовые и огородные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону.
Земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, можно с согласия органа местного самоуправления передать в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.
За наследниками строений и сооружений, расположенных на садовых и огородных земельных участках и находящихся в собственности, указанные участки закрепляются в тех же размерах на праве постоянного (бессрочного) пользования. Наследники имеют право перерегистрировать садовые и огородные земельные участки в пожизненное наследуемое владение или выкупить в собственность по нормативной цене земли. Садовые или огородные земельные участки, предоставленные органом местного самоуправления на праве аренды или срочного пользования, можно с согласия органа местного самоуправления обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них. За наследниками строений и сооружений, расположенных на садовых, огородных земельных участках и находящихся в собственности, указанные участки закрепляются на праве аренды или срочного пользования на оставшийся неистекший срок с правом их приватизации.
Раздел садового или огородного земельного участка допускается только с согласия члена садоводческого или огороднического некоммерческого объединения либо в судебном порядке. Образующиеся при разделе участки не могут быть меньше минимального размера земельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По общему правилу, оборот садовых и огородных земельных участков возможен в пределах, установленных гражданским законодательством, и в той мере, в какой он допускается земельным законодательством.
В законодательстве определены условия ведения индивидуального садоводства и огородничества в индивидуальном порядке. Земельные участки для индивидуального огородничества предоставляются органами местного самоуправления из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями — во временное пользование. В отдельных случаях срок пользования может быть продлен в установленном порядке.
Земельные участки, предоставленные для огородничества, используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках с учетом местных условий могут возводиться временные постройки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородного инвентаря и укрытия от непогоды. При прекращении права пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами строений или за их счет без возмещения стоимости строений.
Те граждане, которые ведут садоводство или огородничество индивидуально на территории садоводческого, огороднического некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческого объединения. Порядок пользования этим имуществом определяется общим собранием членов садоводческого, огороднического некоммерческого объединения. Имущество объединения используется на основании договора, заключенного гражданином с объединением в письменной форме, и носит платный характер. Размер платы для граждан, ведущих садоводство, огородничество в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение указанного имущества не может превышать размер платы за пользование этим имуществом для членов объединения.
В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического некоммерческого объединения на основании решения правления объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество в индивидуальном порядке, могут быть лишены права пользоваться этим имуществом. Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке. Однако в этих случаях граждане не могут быть лишены прав на свой земельный участок.
Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд решение правления некоммерческого объединения либо общего собрания его членов об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования объединения.
Правовой режим земельных участков для животноводства, сенокошения и выпаса скота. Правовой режим таких земельных участков урегулирован в ст. 66 и 68 ЗК. Земельные участки для коллективного животноводства предоставляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования находящихся в пользовании животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.
На земли общего пользования животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий его право на землю. На участки переданные в собственность каждому члену животноводческих товариществ, выдается документ, удостоверяющий его право на землю. Порядок использования земельных участков в животноводческих товариществах определяется их уставами.
Земельные участки для сенокошения и выпаса скота предоставляются органами местного самоуправления из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями — во временное пользование. В отдельных случаях допускается продление срока пользования в установленном порядке.


Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» (в ред. от 27 августа 1999 г.)* органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить полное удовлетворение потребности населения в пастбищах и сенокосах для личного скота.

* СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3285; 1999. № 36. Ст. 4400.