Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Общая характеристика и формы платы за землю

Понятие платы за землю и ее формы. Земельное законодательство (ст. 47 ЗК) закрепляет принцип платности использования земель независимо от того, на каком титуле лицо использует земельный участок.


Система регулирования платы за землю установлена в Законе РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. от 31 декабря 1999 г.)*. Действует также Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»**.

* ВВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424; СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 10.
** БНА. 2000. № 16.

Законодательство устанавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.


Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. от 8 июля 1999 г.)* относит земельный налог к местным налогам (ст. 21), устанавливая, что порядок зачисления поступлений по земельному налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Аналогичное положение предусмотрено в пока еще не действующей ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 2 января 2000 г.)**.

* ВВС РФ. 1992. № 11. Ст. 527; СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3475.
** СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2000. № 2. Ст. 134.

Цели взимания платы за землю заключаются в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Наряду с этим применение такого инструмента, как плата за землю, должно обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов для финансирования этих мероприятий.
Одним из принципов регулирования платы за использование земель является отсутствие зависимости определения размера земельного налога от экономических результатов использования земель. Так, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Пересмотр ставок земельного налога возможен при изменении условий хозяйствования, например, загрязнении, эрозии почв и т.п., т.е. по причинам, не зависящим от лица, использующего землю.