Общая характеристика. Для решения проблемы охраны земель недостаточно наполнить экологическим содержанием права и обязанности лиц, использующих землю, т.е. закрепить в праве правила экологически обоснованного поведения этих субъектов, определить экологические пределы реализации ими своих земельных прав. Объективно возникает необходимость воздействия на поведение лиц, использующих земельные участки, со стороны государства путем организации процесса использования земель в стране. Выражением такого государственного воздействия на процесс использования земель является управление в сфере использования и охраны земельных ресурсов. Поэтому сфера управления рациональным использованием и охраной земель — важнейшее звено системы правовых мер по охране земель. Такие меры осуществляются посредством реализации государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, наделенных соответствующей компетенцией, соответствующих управленческих функций.
Детальное рассмотрение вопросов управления в настоящем параграфе не входит в нашу задачу, они освещены в соответствующей главе учебника. Наша цель — показать экологическую направленность управленческих функций, составляющих содержание сферы управления использованием и охраной земель.
* САПП РФ. 1992. № 9. Ст. 609.
Охрана земель при изъятии и предоставлении земельных участков. Правовое регулирование процедуры изъятия и предоставления земельных участков также призвано обеспечить сохранность качества земель и не допустить сокращения площадей наиболее ценных в хозяйственном отношении угодий.
Ряд экологических требований предусмотрен на стадии предварительного согласования места размещения объекта (ст. 28 ЗК). При выборе участка должны учитываться экологические и другие неблагоприятные последствия предполагаемого занятия земель. Кроме того, местная администрация обязана информировать население о возможном предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выяснять мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
В целях предотвращения нежелательной конверсии ценных сельскохозяйственных земель для использования их в несельскохозяйственных целях земельное законодательство предусматривает ряд специальных требований, выражающихся в ограничениях на изъятие ценных земель (ст. 24, 25, 27, 107 ЗК).
Мониторинг земель как средство их охраны. Важная роль отводится мониторингу земель — системе наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов (ст. 109 ЗК).
* САПП РФ. 1992. № 4. Ст. 183.
Государственный контроль за охраной земель и землеустройство. Проблема охраны земель не может быть решена без эффективного государственного контроля. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми государственными и общественными органами, государственными, кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель (ст. 107 ЗК). Порядок осуществления этой важнейшей функции урегулирован в постановлении Совета Министров — Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации» (в ред. от 12 марта 1996 г.)*.
* САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 78.
Очень важную экологическую нагрузку несет такая управленческая функция, как землеустройство. Само содержание землеустройства предполагает решение вопросов сохранения земель как важнейшего элемента окружающей среды. Согласно ст. 112 ЗК землеустройство включает систему мероприятий, направленных на соблюдение земельного законодательства, выполнение решений органов местного самоуправления по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.
Анализ содержания указанных функций свидетельствует о том, что одно из важнейших направлений деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления — решение экологических проблем, связанных с использованием земель, обеспечение сохранения, повышения и восстановления почвенного плодородия земель.