Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 4. Сервитут

Понятие «сервитут». Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Классическая сущность сервитута сформировалась во времена римского права. Сервитутом в римском праве считалось право на чужую вещь, состоявшее в пользовании ею и принадлежащее или определенному субъекту, или вещи*. Слово servitus означало «рабство вещи», «служение ее», когда земельный участок служил не только собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка. Сервитутами называли права, возникающие на служащую вещь, а затем этот термин был распространен и на целый ряд сходных отношений. В римском праве было выработано правило о том, что «никому не служит собственная вещь», т.е. не может быть сервитута на свою вещь**.

* См.: Пухта Г.Ф. Курс Римского гражданского права. М., 1874. Т. 1. С. 461.
** См.: Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве. М., 1996. С. 38, 39.

Впервые в нашем современном законодательстве понятие «сервитут» было установлено в п. 4.10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535*. Так, исходя из необходимости обеспечения общественных нужд для продаваемых при приватизации застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники указанных земельных участков обязаны обеспечить: а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность; б) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; в) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

* СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.

В последующем правила установления сервитутов были закреплены в ст. 274—277 ГК (пока эти нормы не действуют). Суть их в следующем. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого соседнего участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. В соответствии со ст. 553 ГК, если условия пользования соответствующей частью земельного участка договором его продажи не определены, продавец сохраняет право ограниченного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением.
Согласно ст. 613 ГК собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе и об обременении участка сервитутом. Если арендодатель — собственник участка не выполнил этого условия, то арендатор вправе либо потребовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков.
В случае заключения договора ссуды (ст. 689 ГК) ссудодатель — лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование другому лицу, также обязан предупредить ссудополучателя об обременении земельного участка сервитутом (ст. 694 ГК). Невыполнение этой обязанности предоставляет ссудополучателю право потребовать расторжения договора ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба.
Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Сервитутом могут обременяться также здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.


Возможность установления сервитутов предусмотрена и иными законодательными актами. Так, согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»* (ст. 13) на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Этот порядок установлен постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № 972 «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением»**, п. 7 которого закрепляет следующее правило. На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ.

* СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.
** СЗ РФ, 1999. № 36. Ст. 4405.

Законодательство предусматривает установление сервитутов в области градостроительства. Так, в отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты.
Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это вызвано государственными или общественными интересами.
Частные сервитуты в области градостроительства могут устанавливаться в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения:
строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений;
строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки;


других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Порядок установления и прекращения частных сервитутов определяется в соответствии с ГК (ст. 64 Градостроительного кодекса РФ*).

* СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»* (п. 5 ст. 8) гласит, что прилегающий земельный участок и иное общее имущество в кондоминиуме могут быть обременены правом ограниченного пользования (сервитутом) другими лицами. При этом не допускается запрет на установление сервитутов в случае необходимости обеспечения доступа иных лиц к объектам, существовавшим до момента принятия указанного Закона. Что касается новых сервитутов, то они устанавливаются по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и домовладельцами. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.

* СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.

В развитие положений, касающихся установления сервитутов, предусмотренных указанным Законом, принято постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» (в ред. от 30 марта 1998 г.)*. Согласно п. 6 Положения территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.

* СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4592; 1998. № 14. Ст. 1597.

Возможность установления сервитутов для нужд племенного животноводства установлена ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»*.

* СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3199.

Необходимость установления сервитутов возникает и при мелиорации земель, например для отвода вод при осушении земельного участка. Поэтому ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»* предусматривает, что земельные участки, которые граничат с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ.

* СЗ РФ. 1996. № з. Ст. 142.

Водный и лесной сервитуты. В водном и лесном законодательстве содержатся понятия «водный» и «лесной» сервитут. По содержанию эти сервитуты приближаются к земельным сервитутам. Трудно представить себе ситуацию, когда пользование водным объектом может осуществляться без использования земель водного фонда. Точно так же нельзя осуществлять право лесопользования, не используя как пространственный базис земли лесного фонда.
Статья 43 ВК РФ закрепила понятие водного сервитута. Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Особо следует отметить, что общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса РФ.
Согласно ст. 44 ВК РФ публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях: забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Кроме того, водным законодательством могут быть установлены иные водные сервитуты.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование. Их перечень не является исчерпывающим. Все случаи установления водных сервитутов являются по характеру разновидностями осуществления права общего водопользования.
Особенности водного сервитута по сравнению с земельным сервитутом заключаются в следующем. Когда речь идет о публичном водном сервитуте, то одна из сторон — собственник водного объекта, а другая — неограниченный круг лиц, осуществляющих общее водопользование и не являющихся собственниками. Что касается частного водного сервитута, то субъектами правоотношения по его поводу могут быть только водопользователи-несобственники.
В соответствии со ст. 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено лесным законодательством (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Предусмотрено также, что положения гражданского, земельного и иного законодательства применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ЛК РФ.
Содержание понятия «лесной сервитут» подразумевает право ограниченного пользования объектом лесных отношений, т.е. землями лесного фонда и лесом. Это весьма специфический вид сервитутов, закрепленный в ЛК по аналогии с водными сервитутами.
Понятие «лесной сервитут», как, впрочем, и «водный сервитут», не совпадают с классическим понятием «сервитут». Отличительным признаком сервитута является то, что сторонами в сервитутом правоотношении предстают собственники, или лица, имеющие вещные права на недвижимое имущество.
ЛК РФ внес существенные коррективы в содержание понятия сервитута, сформировавшееся со времен римского частного права. Так, когда речь идет о публичном лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов — Российская Федерация, а с другой — неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого сервитутного правоотношения могут быть только лесопользователи-несобственники.
Лесной сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (лесопользователем) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно-правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.