Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права

Общая характеристика. По Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).
Действующее законодательство определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) отнес к предметам ведения органов местного самоуправления решение таких вопросов, как регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Закон РФ от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» определяет компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования использования и охраны земель (ст. 49, 55, 66) (подробнее см.: § 3 гл. 7).
В Градостроительном кодексе РФ (ст. 23) установлены некоторые полномочия органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений. В ведении муниципальных образований: принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган 'государственной власти предложений об их утверждении и другие вопросы.
Значение правовых нормативных актов органов местного самоуправления. Акты (решения, постановления) органов местного самоуправления относятся к числу источников земельного права в тех случаях, когда они носят нормативный характер, т.е. изданы в пределах компетенции и устанавливают общие правила поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего муниципального образования: поселка, села, района, города. Например, решение Совета депутатов Озерского района Московской области от 16 октября 1998 г. № 249/40 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков в аренду и определения арендной платы за землю на территории Озерского района»; постановление Совета депутатов Егорьевского района Московской области от 27 февраля 1998 г. № 192 «О предоставлении земельных участков гражданам на территории Егорьевского района под индивидуальное жилищное, дачное, гаражное строительство и коллективное садоводство».
Статья 36 ЗК РСФСР наделяет сельские, поселковые и городские администрации правом устанавливать предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Это полномочие достаточно широко используется органами местного самоуправления. В качестве примера можно привести решение Совета депутатов Щелковского района Московской области от 1 июня 1999 г. № 189/36 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Щелковского района»; решение Совета депутатов Клинского района Московской области от 19 февраля 1997 г. № 3/5 «О порядке предоставления земельных участков гражданам на территории Клинского района и о предельных размерах участков» и др.
Что касается иных актов органов местного самоуправления, носящих правоприменительный и правоустанавливающий характер, то они не являются источниками земельного права. К их числу, например, относятся акты по вопросам предоставления и изъятия земельных участков и др. В этих случаях орган местного самоуправления реализует возложенные на него обязанности или предоставленные ему земельным законодательством полномочия.