Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Характеристика земельных отношений и методы их правового регулирования

Роль земли в жизни общества. Земля — первоначальный источник всякого богатства. Это обстоятельство определяет ее экономическое, политическое и социальное значение.
Плодородный слой земли — почва представляет собой основу для ведения сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. Недра земли содержат запасы полезных ископаемых, необходимые народному хозяйству. Водные ресурсы как важнейшее условие существования людей, животного и растительного мира также находятся на земле. Земля является местом обитания животного мира — возобновляемого природного ресурса. Земля — один из важнейших компонентов окружающей среды.
Пожалуй, самое главное — то, что земля является основой жизни и деятельности человеческого общества. Земля — главный объект хозяйственной деятельности человека. В качестве природного объекта земля выполняет две важнейшие функции: выступает как средство производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственно-территориальный базис — место размещения зданий, строений и сооружений. Она существует без всякого содействия со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля — территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли отражено в ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля относится к числу неуничтожимых природных ресурсов. Можно, конечно, уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, однако землю как пространственный территориальный базис уничтожить нельзя. К сожалению, современные технические возможности, которыми обладает человек, позволяют создать такие условия жизни, которые будут непригодны для проживания людей вследствие деградации окружающей среды. В связи с этим земля, являющаяся местом существования человеческого общества, в обозримом будущем обладает признаком незаменимости.
В отличие от растительного и животного мира, объекты которого относятся к числу возобновляемых ресурсов природы, земля не обладает таким свойством. Однако естественное плодородие, которым обладает земля, может быть при применении специальных методов восстановлено. Кроме того, почвы при их правильной, научно обоснованной обработке обладают уникальным свойством увеличивать свою продуктивную способность.
Земля выполняет важные экологические функции как первичный элемент в системе сложных взаимосвязей объектов природы — экологической системе.
Весьма существенным моментом является также и то, что земля ограничена в пространстве. Как правило, человеческое общество существует на определенной территории, обычно ограниченной границами соответствующего государства. Любой человек использует земельный участок, площадь которого всегда ограничена.
Таковы наиболее важные характеристики земли как природного объекта и функции, которые она выполняет.
Понятие и особенности земельных отношений. Указанные особенности земли определяют специфику земельных отношений, отличая их от иных общественных отношений.
Общественные отношения — не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира, а отношения между людьми по поводу этих материальных предметов. Общественные отношения представляют собой отношения между людьми по поводу предметов материального мира, связанные с их использованием. Земля становится объектом земельных отношений не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.
Земля как объект общественных отношений даже в тех случаях, когда к ней прикладывается человеческий труд, в нее вкладываются денежные средства, продолжает оставаться объектом природы. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений. Особенности земельных отношений заключаются в том, что их возникновение и развитие непосредственно и самым теснейшим образом связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства. Цель общественного производства заключается в использовании предметов природы и присвоении их для удовлетворения интересов людей. Взаимосвязь земельных отношений с общественным производством выражается в том, что земельные отношения являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством. Особый характер имущественных отношений по поводу земли обусловлен указанными выше особенностями земельных отношений, отличающими их от иных имущественных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.
Методы правового регулирования земельных отношений. Особенности земельных отношений отражены в специфическом сочетании методов правового регулирования данной сферы общественных отношений, которые применяются в земельном законодательстве. Метод правового регулирования представляет собой способ воздействия на участников (субъектов) общественных отношений. Задача правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее поведение участников общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.
Такие модели поведения закрепляются в правовых нормах в виде прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Права субъектов представляют собой возможность совершать или не совершать какие-либо действия по усмотрению субъекта отношения. Обязанности субъектов земельных отношений могут быть двоякого рода: обязанность совершать определенное действие или не совершать его (запрет).


Примером того, как закрепляются права субъектов земельных отношений, является ст. 52 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.* (с изм. и доп. от 28 апреля, 24 декабря 1993 г.), определившая права собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, которые вправе: самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать на участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения и т.д.

* ВВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

Примером обязанности совершать определенное действие могут служить положения ст. 53 ЗК, предусматривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; своевременно вносить земельный налог или арендную плату и др.
В то же время земельное законодательство предусматривает обязанности в виде запрета — не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.
Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм земельного законодательства выражается в привлечении к ответственности правонарушителей либо в принудительном приведении общественных отношений в состояние, соответствующее требованиям права. Например, согласно ст. 54 ЗК нарушенные земельные права подлежат восстановлению, а причиненные убытки — возмещению в полном объеме.
Земельное законодательство устанавливает также определенную иерархию соотношения прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Это соотношение выражено в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и диспозитивный методы.
Так, в области управления использованием и охраной земель подавляющее число отношений основано по типу: управомоченный орган государственной власти — обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании. В этой сфере преимущественно применяется императивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе (а собственники земли и другие лица соответственно обязаны содействовать осуществлению этих прав) беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.
Иная картина наблюдается в области регулирования взаимоотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный метод регулирования. Его сущность состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: например, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частноправового регулирования земельных отношений.
Характеризуя методы регулирования земельных отношений в целом, следует еще раз подчеркнуть, что их особенности определяются характером земельных отношений и выражены в специфическом сочетании императивного и диспозитивного методов.


Соотношение земельных отношений с иными имущественными отношениями. Статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 17 декабря 1999 г.)* признала недвижимым имуществом земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Закрепление в законодательстве понятия «недвижимость» и признание земли в качестве основного элемента этого понятия вызвали проблему разграничения сфер правового регулирования как земельного законодательства и законодательства о природных ресурсах, так и сфер правового регулирования гражданского законодательства и сферы регулирования земельного законодательства. Необходимость такого разграничения вызвана тем, что отношения по поводу использования указанных выше объектов в условиях рыночной экономики носят характер имущественных отношений.

* СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1999. № 51. Ст. 6288.

Разграничение земельных отношений и горных, водных, лесных и иных отношений заключается в следующем. Горные; водные, лесные отношения регулируются самостоятельными отраслями законодательства: законодательством о недрах, водным и лесным законодательством. Такое разграничение необходимо для правильного и наиболее эффективного применения этого законодательства. Общественные отношения возникают по поводу определенных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и др., поэтому круг общественных отношений по поводу этих объектов природы не совпадает и, соответственно, существуют различные отрасли законодательства, регулирующие эти отношения.
Принцип раздельного правового регулирования использования и охраны природных ресурсов закреплен в соответствующих законодательных актах. В основе определения сфер правового регулирования земельного законодательства и отраслей законодательства об иных природных ресурсах заложен принцип раздельного правового регулирования отношений по поводу использования и охраны соответствующего объекта природы с учетом его экологических взаимосвязей с другими объектами природы.


Так, Закон РФ «О недрах» (в ред. от 2 января 2000 г.)* в ст. 1 предусматривает, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

* ВВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 141.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации* отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством РФ. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд, и лесов, не входящих в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством, законодательством РФ о растительном мире, земельным, водным законодательством РФ, а также соответствующими статьями ЛК РФ.

* СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

Принцип разграничения сфер действия земельного и водного законодательства отражен в Водном кодексе Российской Федерации*. Согласно ст. 5 ВК РФ отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством РФ.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»* (ст. 1) предусматривает, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

* СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

Аналогичный принцип был закреплен и в ст. 2 ЗК: горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством. Однако в настоящее время эта статья признана недействующей. Таким образом, разграничиваются предметы правового регулирования земельного законодательства и законодательства о природных ресурсах.
Разграничение земельных и иных имущественных отношений. Общей сферой правового регулирования земельного и гражданского законодательства являются главным образом вопросы права собственности на землю и иных вещных прав на земельные участки. В основе разграничения сфер правового регулирования этих двух отраслей законодательства лежит следующий принцип. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных выше вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта. Этот принцип выражен в том, что, во-первых, в ГК РФ имеется специальная гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Если бы такой специфики не было, то, очевидно, не возникло бы необходимости в такой главе.
Во-вторых, подтверждением этому является то, что данная глава будет введена в действие со дня принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации. Это означает, что в рамках только гражданского законодательства не могут быть урегулированы все вопросы права собственности и иных вещных прав на землю.
В-третьих, в ряде статей ГК имеются бланкетные нормы, определяющие сферу регулирования отношений по поводу земли нормами земельного законодательства. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других случаях прямо указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве, либо используются термины «законодательство о земле» или «федеральное земельное законодательство».
Например, ст. 126 ГК, закрепляя принципы регулирования ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, предусматривает, что обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. В ст. 129 ГК, посвященной оборотоспособности объектов гражданских прав, говорится, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В ст. 209 ГК, касающейся содержания права собственности, имеется отсылка. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 260 ГК на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.
Все нормы ст. 261 ГК являются бланкетными. Так, территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
По такому же принципу построено содержание п. 1 ст. 262 ГК: граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Статья 216 ГК закрепила виды вещных прав на земельный участок, а ст. 264, 265, 266 и 269 ГК определили в самом общем виде права лиц, обладающих соответствующими титулами. Однако содержание этих титулов прав на землю, порядок их осуществления в гражданском законодательстве не урегулирован, поскольку решение этих вопросов ГК отнес к сфере земельного законодательства.
Регулирование такого важного вопроса, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, гражданское законодательство (ст. 279 ГК) также отнесло к сфере регулирования законодательства о земле. Так, государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащий лицам, не являющимся его собственниками, также должно осуществляться по основаниям и в порядке, установленным земельным законодательством (ст. 287 ГК). Таковы принцип и параметры разграничения сфер действия земельного и гражданского законодательства.