Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Право ребенка на свободу мысли, слова, свободу массовой информации (ст. 29 Конституции)

Конституция устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.
Статья 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" устанавливает необходимость принятия мер "по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий..., а также распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию".
Подобный запрет содержится в ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации".
Согласно ст. 5 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям. Статья 11 запрещает прерывать рекламой детские и религиозные передачи, образовательные передачи. С 1 января 1996 г. введен запрет на рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий в любых телепрограммах в радиопрограммах и в печатных изданиях для несовершеннолетних. В остальных радиопрограммах подобная реклама допускается с 22 до 7 часов местного времени.

К недобросовестной отнесена реклама вышеназванных товаров, которая обращена непосредственно к несовершеннолетним и осуществляется с использованием образов физических лиц в возрасте до 35 лет, высказываний или участия лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних или лиц в возрасте до 21 года.
Запрещено распространение указанной рекламы в детских, учебных, спортивных, культурных организациях и ближе чем в 100 метрах от них.
В статье 20 Закона о рекламе указаны специальные требования, предъявляемые к производству, размещению, распространению рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта.
В частности, не допускаются дискредитация авторитета родителей и воспитателей, внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или иных лиц приобрести рекламируемые товары, привлечение внимания к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество перед другими несовершеннолетними, размещение в рекламе информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах, преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних, создание у несовершеннолетних нереального представления о стоимости (цене) товара.
Законодательство субъектов также выделяет в качестве одного из основных прав ребенка право на доступ к информации, на выбор средств и различных национальных и международных источников информации, которые направлены на содействие интеллектуальному и культурному развитию (ст. 14 Закона Воронежской области "О защите прав ребенка на территории Воронежской области").