Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих

1. Понятие и содержание правовой работы. Социальная ценность правовой работы зависит от того, в какой мере она удовлетворяет потребности общества в обеспечении законности в управленческой деятельности, защите прав граждан, предупреждении правонарушений, правовом воспитании. Воспитание ответственности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, формирование правомерного поведения военнослужащих возможно лишь в условиях последовательного применения законодательства полномочными лицами.
Действующие акты военного законодательства в основном определяют пути и средства укрепления воинского правопорядка и воинской дисциплины, основания и порядок применения этих средств. Поэтому от того, насколько правильно применяется в войсках это законодательство, во многом зависит предупреждение правонарушений, состояние воинской дисциплины, законности и правопорядка.
Командиры и начальники обязаны использовать в полной мере свои полномочия для того, чтобы обеспечить нормальные условия для жизни, службы и быта военнослужащих на правовой основе.
Правовая работа в войсках имеет свои особенности, вытекающие из специфики военной службы как вида государственной службы.
Специфической характер и предназначение Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований обусловливает:
- всесторонность охвата и детальность правового регулирования всех сторон жизни и деятельности военнослужащих;
- повышенную опасность воинских правонарушений и ответственность военнослужащих за их совершение;
- приоритетность антикриминогенного направления правовой работы по борьбе с правонарушениями, их пресечению и предупреждению.
Таким образом, правовую работу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях можно определить как комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной направленности, разрабатываемых и осуществляемых с использованием правовых средств органами военного управления, их юридическими подразделениями, командирами и начальниками в пределах их компетенции в целях предупреждения правонарушений, обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов военнослужащих и военных организаций, решения задач боевой подготовки и повышения боевой готовности воинских частей.
Правовую работу можно условно разделить на нормотворческую, правоприменительную, правовоспитательную.
Нормотворческая работа осуществляется прежде всего в сфере распорядительной деятельности органов военного управления. Она включает в себя подготовку, согласование и правовую экспертизу проектов приказов и иных актов органов военного управления, направленных на использование законов и регулирование отношений, складывающихся в сфере военной службы.
Под правовой экспертизой понимается определение в установленном порядке соответствия представленных проектов документов международным обязательствам Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации, а также принятие мер соответствующими должностными лицами в пределах своих полномочий по устранению выявленных нарушений.
Правовая работа на стадии формирования правоотношений, т.е. установления и закрепления прав и обязанностей различных органов, должностных лиц, военнослужащих, рабочих и служащих, может быть условно разделена на работу, связанную с правоотношениями внутри Вооруженных Сил, и с правоотношениями, возникающими между органами военного управления и другими ведомствами и гражданами.
Правоприменительная работа направлена на обеспечение законности при подготовке и принятии органами военного управления управленческих решений. Процедура применения норм права включает анализ фактических обстоятельств дела, выбор юридических норм, подлежащих применению, и принятие решения в конкретной ситуации. Очевидно, что к собственно правовой работе будет относиться работа по выбору юридических норм, подлежащих применению, и работа по соблюдению правовой процедуры выработки решения и обеспечения его юридически значимой формы.
На стадии реализации правовых норм правовая работа заключается в использовании правовых средств в целях наиболее эффективного исполнения, использования и соблюдения прав и обязанностей всеми органами военного управления, воинскими частями, предприятиями, организациями и учреждениями.
Правовоспитательная работа позволяет в полной мере учесть роль личностных качеств человека в реализации норм права. С учетом того, что общество - это система, в которой действуют люди, использующие различные, в том числе правовые, средства для удовлетворения своих законных потребностей и интересов, в настоящее время возрастает роль военных руководителей в решении задач укрепления правовых основ служебной деятельности, законности и правопорядка, предупреждения правонарушений.
Таким образом, правовая работа является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений военнослужащих.
Практика предупреждения правонарушений и преступлений требует регулярного изучения возможностей органов военного управления для изыскания эффективных форм воздействия на социальные явления, причинно связанные с ними и выступающие как криминогенные факторы. Круг этих явлений на разных уровнях (общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном) исследуется в теории криминологии.
Характеризуя природу причин преступлений как разновидности социальных явлений, можно констатировать, что эти причины носят конкретно-исторический и социальный характер. Причины преступности (как и отдельных преступлений) проявляют себя по диалектическому закону универсального взаимодействия, который отражает одновременное (сквозное) действие многих явлений, связанных с жизнью общества, отдельных индивидов и вызывающих в итоге общественно опасное поведение.
Те или иные институты различных отраслей права могут быть использованы для такого регулирования отношений, с помощью которого можно устранять или нейтрализовать явления, как непосредственно детерминирующие (вызывающие) преступления, так и имеющие большую или меньшую степень влияния на преступность в целом и на индивидуальное преступное поведение в частности.
Правовыми средствами можно воздействовать на явления, связанные с преступностью, добиться их нейтрализации, локализации или устранения.
Другими словами, право своими специфическими средствами может способствовать противодействию и предотвращению различного рода негативных явлений. В этой связи представляется, что применение уголовно-правовых мер воздействия в нашем обществе должно оптимально сочетаться с другими методами и средствами воспитания и принуждения. Здесь речь идет о специфических сферах социальных отношений, которые регулируются той или иной отраслью права. В сфере воинских отношений действует военное право. Его криминологическая функция проявляется в воздействии на определенный круг явлений, существенно влияющих на возникновение и развитие противоправного, преступного поведения в специфических условиях военной службы.
Правовая работа как комплекс нормотворческих, правоприменительных, правовоспитательных мер направлена на обеспечение законности, правопорядка командирами и начальниками. Если правовая работа осуществляется в полном объеме и с должным качеством, то в части, подразделении складываются объективные условия, способствующие формированию у военнослужащих добросовестного, законопослушного отношения к воинскому долгу и своим служебным обязанностям, предупреждению правонарушений. На этот процесс оказывает влияние деятельность командования практически на всех направлениях правовой работы.
Однако обеспечение законности наиболее значимо при осуществлении дисциплинарной практики, использовании иных мер юридического воздействия на военнослужащих; изучении причин и разработке мер предупреждения правонарушений; издании приказов и других правовых актов, особенно связанных с вопросами укрепления воинской дисциплины, определением (изменением) правового положения военнослужащих; организации контроля и проверки исполнения требований законов, конкретных правовых норм, приказов, приказаний; проведении дознания и административного расследования; организации работы общественности, особенно по вопросам укрепления воинской дисциплины; осуществлении юридического обучения и правового воспитания военнослужащих.
Правильное отношение военнослужащих к требованиям законодательства формируется также под воздействием правовой работы командования при организации повседневной жизни и деятельности личного состава; осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности; рассмотрении предложений, заявлений, жалоб и проведении приема посетителей.
Качественное осуществление правовой работы обеспечивает в интересах укрепления воинской дисциплины формирование обстановки законности в подразделении, воинской части, в том числе законности реагирования должностных лиц на поведение военнослужащих, а также эффективное осуществление юридического обучения и правового воспитания военнослужащих.
Обстановка законности в воинской части включает:
- соответствие распорядка дня уставным требованиям и его выполнение личным составом;
- уставную организацию гарнизонной, караульной и внутренней служб;
- обеспеченность военнослужащих положенным довольствием, уставную организацию их материального, медицинского обеспечения и культурного обслуживания; предоставление им времени для личных нужд, организацию их увольнения из расположения части и посещения их родственниками и знакомыми;
- соблюдение военнослужащими порядка подчиненности, правил воинской вежливости, отдания воинского приветствия, ношения военной формы одежды;
- оперативное и законное разрешение предложений, заявлений и жалоб, правильное ведение приема посетителей;
- правильное реагирование должностных лиц на факты преступлений, происшествий, дисциплинарных проступков, утраты и порчи материальных средств;
- правильное реагирование командования на протесты, представления военных прокуроров и частные определения военных судов;
- качественное изучение причин и условий, способствующих правонарушениям, и выработку мер по их устранению;
- работу по профилактике травматизма, пьянства и наркомании, неуставных отношений между военнослужащими, других негативных явлений, характерных для данной воинской части, подразделения;
- работу с условно осужденными, досрочно освобожденными от наказания и лицами, в отношении которых вынесены предостережения военных прокуроров;
- организацию правового обучения и воспитания личного состава.
Целенаправленное проведение правовой работы позволит существенно влиять на укрепление воинской дисциплины, уставных взаимоотношений между военнослужащими, совершенствование дисциплинарной практики, осуществление служебных расследований и дознаний, надежность исполнения служебных обязанностей.
2. Субъекты и задачи правовой работы. Рассматривая вопрос о субъектах правовой работы, необходимо отметить, что в широком смысле правовую работу осуществляют органы военного управления, в узком - специализированные структурные подразделения юридической службы.
В настоящее время действует утвержденная министром обороны Российской Федерации Целевая программа правового воспитания личного состава и укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации. Соответствующие документы введены в действие в Пограничных войсках ФСБ России и внутренних войсках МВД России.
Признание органов военного управления, командиров и начальников субъектами правовой и профилактической работы основывается на нормативно-правовом закреплении в УВС ВС РФ, ДУ ВС РФ ряда их криминологических функций.
В частности, командир обязан твердо знать законы, относящиеся к его служебной деятельности, положения воинских уставов, действовать в строгом соответствии с ними и требовать от подчиненных их соблюдения. Командир обязан всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним, знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, повседневно заниматься их воспитанием. Командир обязан организовывать правовую пропаганду, проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков.
Таким образом, являясь единоначальниками, командиры (начальники) имеют полномочия, которые они обязаны реализовывать, организуя и проводя правовую профилактическую работу с подчиненными военнослужащими.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что правовая работа командиров и начальников является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений военнослужащих. Ответственные задачи по защите прав военнослужащих, предупреждению правонарушений в сфере военной службы решают не только командиры и начальники, военные прокуратуры и суды, но и другие субъекты профилактической деятельности. В ряду таких субъектов стоят подразделения юридической службы, юрисконсульты и помощники командиров по правовой работе.
Основными задачами субъектов правовой работы в антикриминогенном плане являются: установление реального состояния воинской дисциплины, законности и правопорядка; изучение правосознания военнослужащих как фактора их правового поведения; правовое воспитание военнослужащих; обеспечение правовыми средствами законности актов военного управления; систематический анализ дисциплинарной практики; объективное проведение служебных расследований и дознаний; обеспечение законности правового режима службы и быта военнослужащих и др.
Решение указанных выше задач определяется полномочиями и правовой компетентностью субъектов правовой работы.
Значение правовой работы командиров особенно возрастает с учетом потребности проведения ими работы по защите прав, укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений военнослужащих. Это обусловливает необходимость усиления правовой подготовки офицеров в военно-учебных заведениях, а также организации системы учебно-методического обеспечения выполняемой командирами (начальниками) и их заместителями правовой работы.
Указанные выше обстоятельства обусловливают возрастающую организационно-методическую роль юридической службы, помощников командиров по правовой работе в обеспечении выполнения командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе их функций в работе по соблюдению прав военнослужащих, укреплению воинской дисциплины и предупреждению дисциплинарных проступков и преступлений.
Рассмотрение правовой работы как средства защиты прав военнослужащих, укрепления воинской дисциплины и предупреждения правонарушений военнослужащих позволяет сделать вывод о ее криминологической направленности и необходимости исследования актуальных военно-криминологических проблем правовой работы.
3. Правовое сознание военнослужащих как фактор поведения. Предупреждение правонарушений военнослужащих представляет собой совокупность мероприятий, проводимых военным командованием в целях предотвращения правонарушений и устранения причин и условий, способствующих им.
Важное практическое значение для предупреждения правонарушений имеет учет особенностей общественного и индивидуального правового сознания военнослужащих, механизма формирования противоправного поведения.
В реальной жизни все стороны как общественного, так и индивидуального сознания взаимодействуют, сохраняя свою специфику.
Спецификой правового сознания является правовое опосредование социальных явлений, соотношение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости или недопустимости правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями. При этом правосознание выступает в качестве самостоятельной сферы сознания, не отождествляемой с другими сферами - политической, нравственной.
"Подобно тому, как нельзя отождествлять государство и право или политику и право, подобно этому нельзя отождествлять политическое и правовое сознание, несмотря на их неразрывную, объективно-необходимую связь"*(212).
Правовое сознание есть особая сфера общественного и индивидуального сознания, специфика которого состоит в том, что поведение опосредуется особой системой правовых норм, правовых принципов, сопряжено с осознанием и переживанием связанности явлений с юридическими последствиями (действительными, мнимыми или желательными), соотносится с государственным регулированием, юридическими правами, обязанностями и санкциями*(213).
Следовательно, правовое сознание является самостоятельным видом сознания, с соответствующей системой понятий и категорий, критериев и способов оценок, особыми целями и средствами их осуществления.
Далее рассмотрим правосознание и его связи в системе правовой культуры.
Под правовой культурой понимается система элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей*(214).
Правосознание, являясь одной из сфер сознания, представляет собой неразрывное единство отражения правовой действительности и отношения к ней. Мировоззренческая сторона правосознания представляет собой совокупность понятий, представлений, взглядов, идей, относящихся к правовым явлениям, а психологическая - отношение к ним*(215).
Под правосознанием понимается сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и умений ими пользоваться, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях*(216).
Сферы правосознания: интеллектуальная, эмоциональная и волевая - служат основанием для выделения трех основных функций правосознания: познавательной, оценочной и регулятивной, в соответствии с которыми определяются основные функциональные компоненты правосознания.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, т.е. правовая подготовка. Сознательное усвоение правовых знаний предполагает уяснение смысла и целевого назначения правовых норм на основе сформировавшихся важнейших правовых понятий. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, в значительной степени зависит социальная зрелость личности, ее становление как гражданина.
Осознание правовых понятий расширяет кругозор личности, содействует повышению ее общей культуры, помогает ей глубже понять отношения в обществе и лучше ориентироваться в этих отношениях, существенно влияет на осознание жизненных целей, на поведение личности.
Оценочной функции соответствуют система оценок и мнений по юридическим вопросам или оценочные отношения к праву и практике его применения. Нормативно-оценочный компонент правосознания выступает как единство чувственного и рассудочного, как результат личного опыта личности и как результат осмысления этого опыта в категориях "законно", "незаконно", "правомерно", "неправомерно".
Правовые суждения выполняют функцию внутреннего регулятора поступков и деятельности человека, формируя мотивы поведения, его цели.
Связующим звеном между основными компонентами правосознания личности и ее практической деятельностью выступает воля как общая черта личности, влияющая на функционирование и проявление правовой психологии.
Регулятивная функция осуществляется посредством правовых установок и ориентаций. Познаваемые субъектом разные стороны и явления правовой жизни, преломившись через его личный опыт и правовую практику, вызывают к себе определенные отношения и, становясь значимыми для личности, приобретают характер ценности.
Под ценностями понимаются явления, значимые для индивида (группы, общества), отвечающие его интересам и целям деятельности или противоречащие им. Все, что служит объектом желания и деятельности, предпочтения и выбора среди других явлений, выступает в качестве ценностей.
Роль ценностей определяется тем, что они служат основой принятия решений и критерием того, к чему следует стремиться и чего следует избегать; являются "арбитром" в решении внутренних конфликтов и мотивационной борьбе, указывая на предпочтительный выход; участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям; вносят устойчивость в поведение личности и общественную жизнь, обеспечивают возможность их предвидения.
"В общественном, групповом и индивидуальном сознании ценности организованы в иерархическую структуру - шкалы ценностей, признанных в данной общности и принятых индивидом. Несоответствие этих шкал друг другу - источник конфликтов и предпосылка поведения той общности, чья система ценностей и норм нарушена данным поведением"*(217).
Практическое поведение людей зависит от того, какой системой предпочитают руководствоваться люди и какое место занимает та или иная ценность в этой системе. Ценностные отношения приобретают способность практической реализации на основе включения волевого компонента, что приводит к интеллектуально-эмоционально волевым образованиям, социально-правовым установкам. Общепсихологическая концепция установки, разработанная Д.Н. Узнадзе, характеризует ее как готовность к совершению определенной деятельности*(218).
Установка отражает и организует в себе основные внешние и внутренние факторы, которые принимают участие в реализации поведения.
Следовательно, предварительная готовность играет существенную роль в человеческой деятельности, в том числе и в социальной среде. На уровне психической активности личности в процессе общения с другими людьми формируются социальные установки.
Устойчивая система фиксированных социальных установок относительно элементов социальной действительности, имеющих личностную значимость и направляющих поведение человека, представляет собой социальную ценностную ориентацию индивида.
Преобладающие социальные установки образуют результирующую направленность личности, определяют ее позиции и характеризуют содержание ценностных ориентаций.
Ценности, опосредованные правом (правовые ценности), входят в ценностно-нормативную систему индивида (группы, общества). От того, какой системой предпочтения руководствуются люди и какова, с их точки зрения, иерархия ценностей в этой системе, зависит практическое поведение людей. Когда объектом установки являются различные правовые ценности, то возникают правовые установки, составляющие в своей совокупности правовую ориентацию и формирующие программу поведения человека в юридически значимых ситуациях. Таким образом, регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
Исходя из принципа единства сознания и деятельности, можно говорить о взаимном соответствии правового (законопослушного или противоправного) поведения и особенностей правового сознания.
Правовая ориентация есть результирующая совокупность правовых установок личности, непосредственно формирующая программу поведения в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
Своеобразие индивидуального противоправного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды (причины и условия) его обусловливают и внутренние факторы (форма вины: умысел или неосторожность, мотивы и цели). Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. При этом энергетическую роль в преобразовании оценочных отношений в реальное поведение выполняет воля человека, которая может приобретать позитивную или негативную направленность под влиянием интеллектуально-эмоциональных компонентов правосознания.
Противоправные действия характеризуются такими компонентами, как мотив, цель действия и форма вины лица (умысел или неосторожность); предмет действия, способ, средства и условия его реализации; результат действия, т.е. те последствия, которые наступили.
Подготовка правонарушения в сознании лица как мысленной модели поведения составляет мотивационный, подготовительный этап. Он состоит из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения действовать. Чтобы стать источником действия, побуждения должны быть осознаны лицом в качестве мотива. Мотив является побуждением, прошедшим через этап его осознания.
На стадии мотивации нередко возникает внутренний конфликт противоречивых побуждений. Как правило, конкурирующие мотивы являются побуждениями разного психологического и социального уровня. Ими могут быть, например, низменные чувства и доводы разума, личные индивидуалистические потребности и воинский долг, корыстный интерес и должностные обязанности и т.д.
В содержание мотивов входит борьба мотивов социально полезного поведения и противоправного поведения. Иногда борьба мотивов идет довольно длительное время, вызывая у лица определенные психологические состояния (подавленность, замкнутость, скрытность, неразговорчивость и т.д.).
Этап мотивации завершается принятием лицом решения о совершении правонарушения или воздержании от него. Решение в пользу одного мотива принимается потому, что остальные мотивы подавляются и лишаются роли побудителей действия. На этом этапе предупреждение правонарушения может быть реально осуществлено средствами индивидуальной воспитательной работы (изучения и учета особенностей личности, позитивной корректировки ценностной ориентации личности убеждением и т.д.).
После принятия решения наступает этап реализации сформированных мотивов. Если на стадии мотивации осуществляется проектирование правонарушения, то на исполнительной стадии этот проект воплощается в реальные действия и их результаты. В ходе деятельности мотив может оставаться неизменным и стать действующим. Иногда мотив, сформировавший действие, в ходе исполнения исчезает, заменяется другим или осложняется добавлением нового, дополнительного мотива. Изменение мотива может выразиться в прекращении правонарушения или изменении его направленности.
На стадии исполнения может произойти переосмысление мотива путем замены его негативного содержания позитивным. На практике это ведет к отказу от дальнейшего совершения правонарушения, способствует предупреждению наступления вредных последствий. Наиболее эффективным средством предупреждения правонарушений на этапе их исполнения является пресечение правонарушений, которое препятствует их реализации, перерастанию в опасные преступления, причинению большего ущерба охраняемым законами и воинскими уставами правоотношениям.
Между мотивом и целью лица и его противоправным поведением существует два вида связей: прямая и обратная.
Прямая связь выражается в том, что мотив и цель правонарушения порождают противоправное поведение.
Обратная связь между ними заключается в том, что противоправное поведение в соответствии с конкретными ситуациями и условиями оказывает обратное влияние на мотив и цель как путем корректировки их самих в ходе совершения правонарушения, так и путем применения лицом определенной тактики в их реализации.
Влияние отрицательных мотивов, установок и ориентаций на реальное поведение военнослужащих является очевидным. Следовательно, учет командирами психологических факторов мотивации проступков, выявление потребностей и мотивов, влияющих на поведение, правовое воспитание военнослужащих является важным фактором предупреждения правонарушений и преступлений, формирования устойчивой активной жизненной позиции в правовой сфере воинских отношений.
Выявляя особенности правосознания военнослужащих, можно достоверно прогнозировать их поведение. Это создает реальную основу для стимулирования законопослушного поведения и предупреждения правонарушений военнослужащих.
4. Криминологические функции военного командования в организации и проведении правовой работы. Любое нарушение законов военнослужащими наносит определенный вред воинской дисциплине. Среди других правонарушений особо опасны преступления. Преступления, совершенные военнослужащими, наносят ущерб государству, отдельным учреждениям, предприятиям, организациям или гражданам. В ряде случаев они подрывают воинский правопорядок и в конечном счете снижают боеготовность и боеспособность воинских частей.
Воинские преступления прямо посягают на установленный порядок несения военной службы. Совершенные военнослужащими преступления также подрывают организованность и дисциплину, наносят ущерб авторитету Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Целеустремленная, активная и планомерная борьба с преступлениями, причинами и условиями, способствующими их совершению, укрепляет законность в войсках, надежность военной службы. Ответственность за состояние законности и организации работы по борьбе с преступностью возлагается на органы военного управления, командиров и начальников. Соответствующий орган военного управления отвечает за состояние боевой готовности и боеспособности подчиненных ему войск и военнослужащих, за состояние дисциплины в войсках.
Командир в рамках воинских уставов и приказов вышестоящих начальников определяет не только задачи подчиненных, но и правила и порядок их выполнения. Поддерживая уставной порядок, он своими приказами и распоряжениями регламентирует поведение подчиненных в различных областях их деятельности. Командир поощряет отличившихся и своей властью наказывает нерадивых.
Все происходящее в войсках не может противоречить воле и решению командира, не должно идти вразрез с его приказами. Отвечая за соблюдение законности в войсках, командир должен быть заинтересован в успешной организации борьбы с преступностью, без чего не может быть обеспечено строгое соблюдение воинской дисциплины и успешное выполнение задач, стоящих перед войсками.
В области борьбы с преступностью координируются усилия военного командования и органов военной юстиции, осуществляющих свои функции по раскрытию преступлений, изобличению и привлечению к уголовной ответственности виновных, хотя конкретные задачи, равно как и формы деятельности военного командования и органов военной юстиции, существенно различаются.
Военному командованию предоставлен ряд полномочий не только в общей организации работы по укреплению законности в войсках, но и в решении ряда вопросов, имеющих непосредственное отношение к деятельности органов военной юстиции.
Военное командование, и прежде всего министр обороны Российской Федерации, определяя задачи Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с законодательством, тем самым определяют и общее направление деятельности в области укрепления законности в войсках.
Приказы министра обороны Российской Федерации, обращенные к Вооруженным Силам, ориентируют и органы военной юстиции строить свою деятельность таким образом, чтобы способствовать их успешному выполнению. Нередко в этих актах предписывается командирам усилить борьбу с определенными правонарушениями и иными отрицательными явлениями, что относится и к органам военной юстиции.
Конечно, такого рода указания не могут влиять на применение мер уголовной репрессии к виновным, так как органы военной прокуратуры и военные суды самостоятельны, независимы и руководствуются только законом.
Кроме того, основанная на знании обстановки в масштабе всех Вооруженных Сил постановка задачи преодоления тех или иных негативных явлений ориентирует органы военной юстиции на адекватную оценку их общественной опасности в соответствии с критериями, установленными законом.
Военное командование, не предписывая каких-либо решений по уголовным делам, взаимодействует с органами военной юстиции в решении общих задач, определяет направление их совместных скоординированных усилий по противодействию преступности.
Без знания задач, стоящих перед Вооруженными Силами в целом, другими войсками и воинскими формированиями, органы военной прокуратуры и военные суды не могли бы успешно и целенаправленно строить свою деятельность и выполнять свои конкретные специфические задачи.
Никаких приказов, обязывающих военного прокурора или военный суд к определенному разрешению того или иного дела, находящегося в их производстве, военное командование издавать не правомочно.
5. Взаимодействие военного командования с органами военной юстиции. На практике имеют место следующие формы взаимодействия военного командования с органами военной юстиции:
- согласованные проверки состояния законности и правовой работы в органах военного управления, военных учреждениях, организациях и на предприятиях;
- взаимный обмен информацией о правонарушениях (в том числе о преступлениях), их причинах и условиях, им способствующих;
- согласованная проверка выполнения в воинских частях и учреждениях правовых актов по вопросам обеспечения прав военнослужащих, правопорядка и предупреждения правонарушений;
- совместное участие в правовом воспитании;
- взаимный обмен информацией о действующем законодательстве и подзаконных актах управления;
- совместное с военной прокуратурой и военным судом обсуждение мер по устранению недостатков, вызвавших представления военного прокурора и частные определения военных судов;
- совместное участие в обсуждении проектов, разрабатываемых в органах военного управления, нормативных правовых актов;
- участие в совместных совещаниях и конференциях по правовой работе;
- изучение и распространение передового опыта правовой работы и правового воспитания и др.
В настоящее время часть уголовных дел военные суды рассматривают в расположении воинских частей в присутствии личного состава. Поэтому командование имеет возможность ознакомиться не только с содержанием судебного приговора, но и с ходом судебного разбирательства. По делам, рассматриваемым военными судами не в расположении частей, командование также информируется о содержании приговоров.
Для характеристики взаимоотношений военного командования и органов военной юстиции существенное значение имеет установленное уголовно-процессуальным законодательством право органов прокуратуры на внесение представлений и право судов на вынесение частных определений по поводу причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Частное определение военного суда, представление военного следователя или военного прокурора о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, так же обязательно для военного командования, как и для других органов и должностных лиц.
Взаимодействие военного командования и органов военной юстиции на основе строгого соблюдения законов создает оптимальные условия для решения задач уголовного судопроизводства и предупреждения правонарушений в условиях военной службы, помогает вооружить командиров воинских частей и военных дознавателей необходимыми знаниями в области военного законодательства, расследования преступлений и профилактики правонарушений в войсках.
Таким образом, можно сделать вывод о важности роли военного командования как организатора работы по предупреждению правонарушений в войсках и необходимости целенаправленного взаимодействия с органами военной юстиции в правовой работе.
6. Правовая работа командиров и начальников по обеспечению прав, укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений военнослужащих. Повседневное изучение состояния воинской дисциплины, систематический ее анализ, определение и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям подчиненных военнослужащих, является уставной обязанностью командиров и начальников.
Следовательно, овладение офицерами методикой анализа воинской дисциплины является необходимым условием повышения эффективности их работы по укреплению воинского порядка и организованности в подразделениях, правовому воспитанию, предупреждению правонарушений.
Важным фактором, определяющим успех борьбы с нарушениями воинской дисциплины, является личная примерность командиров в соблюдении ее требований. Каждый начальник должен постоянно подавать подчиненным пример строгого и точного соблюдения требований Конституции Российской Федерации, законов, Военной присяги, воинских уставов, приказов.
В работе по укреплению воинской дисциплины командиры и начальники должны направлять свое внимание и внимание армейской (флотской) общественности прежде всего на предупреждение дисциплинарных проступков, на создание нетерпимого отношения к нарушениям воинской дисциплины.
Выполнение указанной задачи обеспечивается целой системой воспитательных, организационных и других мероприятий, реализуемых на правовой основе. Организация работы по предупреждению нарушений воинской дисциплины в части, подразделении требует от командиров и начальников:
- регулярной и целенаправленной работы по повышению правосознания личного состава;
- систематического анализа причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных проступков и преступлений;
- хорошего знания деловых и моральных качеств личного состава, нужд и запросов солдат, сержантов и офицеров, их настроения, семейного положения, условий службы и быта;
- глубокого анализа состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики, постоянной заботы о совершенствовании навыков подчиненных командиров, в том числе сержантов и старшин, в использовании ими своих дисциплинарных прав;
- постоянного контроля за состоянием воинской дисциплины в воинских коллективах, находящихся вне расположения части, - рабочих командах, караулах и т.п.;
- организации своевременных и эффективных мер общественного воздействия на членов воинского коллектива, совершивших дисциплинарный проступок.
Анализ состояния воинской дисциплины включает: анализ поведения, проступков, преступлений; установление причин и условий, способствовавших совершению проступков, преступлений; определение мер по предупреждению правонарушений, преступлений; выбор формы реагирования на проступок, правонарушение; анализ эффективности форм реагирования.
Анализ дисциплинарного проступка включает: анализ характера проступка; выяснение конкретных условий и обстановки совершения проступка; определение формы вины (умысел или неосторожность); выяснение мотивов и целей проступка; анализ совершения проступка - впервые, повторно или систематически; выяснение наличия или отсутствия вредных последствий, степени их тяжести; изучение сведений о продолжительности военной службы и степени ее знания; изучение характеристики предшествующей службы и отношения к ней; выяснение должностного положения лица; изучение состояния здоровья лица, психологического состояния.
Анализ дисциплинарной практики включает: выяснение законности применения власти; определение степени участия командиров в дисциплинарной практике; выяснение единства требований командиров; определение сферы применения поощрений и взысканий; определение соотношения мер поощрения и взыскания; выяснение последовательности применения дисциплинарной власти; анализ своевременности применения дисциплинарной власти; выяснение наличия гласности поощрений и взысканий; анализ учета применения дисциплинарной власти.
Непременным условием успеха деятельности командиров по укреплению воинской дисциплины является повседневная и целенаправленная работа по поддержанию воинского правопорядка, уставная требовательность к подчиненным, систематический контроль за их поведением, своевременное устранение причин нарушений дисциплины, т.е. предупреждение проступков и преступлений.
Предупредительные меры направляются на решение двуединой задачи: не допустить формирования у военнослужащих антиобщественных взглядов и убеждений, а при наличии их добиваться перевоспитания этих лиц; устранить причины и условия, порождающие конкретные преступления.
Основными направлениями работы командиров и начальников по предупреждению правонарушений военнослужащих являются:
- воинское, нравственное и правовое воспитание личного состава - главное направление в деятельности командиров по предупреждению правонарушений.
Решающее воздействие на формирование конкретной личности оказывают условия семейного воспитания, влияние микросреды. Большую роль в предупреждении преступлений играет мнение окружающих. При этом имеется в виду отношение не только к преступлениям, но и к противоправному поведению;
- контроль за исполнением каждым военнослужащим своих уставных обязанностей по соблюдению правопорядка.
Контроль способствует воспитанию у подчиненных исполнительности и дисциплинированности, повышению чувства ответственности за выполнение своего воинского долга. С помощью контроля командиры имеют возможность выявить и своевременно устранить недостатки в работе подчиненных, выяснить причины, породившие эти недостатки, и предупредить возможность повторения этих ошибок.
Контроль способствует выявлению лиц, ответственных за надлежащее выполнение служебных обязанностей, и привлечению их к различным видам юридической ответственности;
- уставная организация службы, боевой учебы и быта личного состава, поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими.
Там, где воспитательная работа подкрепляется постоянной заботой о поддержании твердого уставного порядка, у воинов формируется общность интересов, высокое чувство ответственности перед командиром и своими товарищами за выполнение своего воинского долга, а в коллективе утверждается атмосфера взаимного уважения и доверия;
- специальные меры, направленные на предупреждение определенных преступлений.
Необходимость таких мер, их характер и содержание определяются путем глубокого изучения органами военной юстиции состояния дел в части или подразделении и выявления на этой основе причин преступлений и условий, способствующих их совершению, которые вскрываются в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела, соответствующие предложения вносятся военному командованию в форме представления военного следователя или военного прокурора либо в форме частного определения военного суда.
Командир, получивший представление или частное определение, обязан устранить указанные недостатки и в месячный срок сообщить о принятых мерах соответственно следователю, прокурору или суду.
В других случаях военный прокурор или председатель военного суда вносит свои представления командованию на основе анализа причин некоторых видов преступлений (например, хищений, самовольных отлучек и т.д.) по группе дел о преступлениях, совершенных в течение определенного промежутка времени в различных частях. В таких представлениях не анализируется каждое преступление в отдельности, а вскрываются наиболее характерные общие причины, порождающие тот или иной вид преступления. Каждый командир части по получении такого представления должен проанализировать состояние дел по этим вопросам во вверенной части и принять конкретные меры к устранению указанных в представлении недостатков;
- рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб военнослужащих является эффективным средством предупреждения правонарушений. Эта работа должна проводиться в полном соответствии с требованиями соответствующих правовых актов;
- своевременное, полное раскрытие совершенных преступлений и привлечение виновных к уголовной ответственности.
Немедленный доклад по команде о случившемся, своевременное информирование органов юстиции, принятие мер к сохранению в неприкосновенности обстановки происшествия, квалифицированное проведение дознания по каждому совершенному преступлению - все это закладывает основу для быстрого и успешного предварительного расследования и обеспечения неотвратимости ответственности.
Между тем, как показывают социологические исследования, значительная часть осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, была убеждена в своей безнаказанности. Если бы они не рассчитывали на это, то преступления, возможно, не были бы совершены. Существование таких представлений во многом объясняется недостатками в деятельности тех коллективов, где находились эти лица, а также недочетами и ошибками в работе отдельных командиров и начальников.
Уверенность в безнаказанности за совершенное преступление объясняется не только недостаточным осуществлением принципа неотвратимости наказания, но и существенными пробелами в правовом воспитании, правовым нигилизмом. Разъяснение права - это не просто форма повышения общей культуры граждан. Это и известная корректировка "мысленных моделей поведения" в сознании тех, кто помышляет преступным путем достичь неблаговидных целей. Это предупреждение о силе закона и неотвратимости его воздействия. И необходимо использовать все формы разъяснения закона и практики его применения для воздействия на сознание граждан.
Большую помощь в решении указанных задач могут оказывать общественные организации: общие собрания личного состава по категориям военнослужащих; офицерские собрания; товарищеские суды чести прапорщиков (мичманов); правовой актив.
Проступки военнослужащих по решению командира могут обсуждаться на собраниях личного состава по категориям военнослужащих. Эффективность этой формы участия общественности в борьбе с правонарушениями зависит от соблюдения ряда условий: целесообразности обсуждения проступка; своевременности обсуждения; качества подготовки собрания;
- установление причин и условий, способствующих преступлениям.
Только конкретное установление конкретных причин правонарушений и способствовавших их совершению условий дает возможность принятия конкретных мер по их предупреждению. Затраты энергии и времени на это окупаются эффективностью мер реагирования и их результативностью.
Необходимым условием объективного установления причин и условий, способствующих совершению правонарушений в подразделении, является своевременное расследование правонарушений, в том числе в формах административного (служебного) расследования и дознания, назначаемого командиром воинской части, начальником военно-учебного заведения, другими полномочными органами военного управления.
Устранение причин и условий, способствующих реализации противоправных установок личности, является эффективным средством предупреждения правонарушений. Наличие предрасположенности военнослужащего к противоправному поведению еще не означает его неизбежности;
- опора на воинский коллектив в целях укрепления воинской дисциплины и предупреждения проступков и преступлений военнослужащих:
изучение и характеристика воспитательных возможностей данного коллектива;
изучение особенностей военнослужащих, на которых это воздействие предстоит направить;
разработка программы воздействия на отдельных военнослужащих и коллектив в целом;
- реализация этой программы, ее коррекция и оценка результатов.
Формирование отношений коллективизма, товарищеской взаимопомощи имеет особо важное значение в воинском подразделении. Каждый военнослужащий обязан дорожить войсковым товариществом, помогать товарищам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков и, не щадя своей жизни, выручать их из опасности.
Обобщающим показателем результативности правовоспитательной работы является состояние воинской дисциплины и позитивной правовой активности военнослужащих. Этот реальный показатель должен находиться в центре внимания правового актива и командования.
Таким образом, командир-единоначальник, зная общие причины правонарушений, совершаемых военнослужащими, и условия, способствующие их совершению, состояние дел во вверенном ему подразделении, ориентируясь на указанные направления деятельности, может выработать эффективные организационные меры, направленные на предупреждение правонарушений, создание обстановки нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины и антиобщественным проступкам, широко опираясь в этой работе на силы армейской общественности.
7. Правовое воспитание в системе мер предупреждения воинских правонарушений. Значение правового воспитания в деле предупреждения правонарушений в сфере военной службы определяется тем, что эффективность предупредительной работы неразрывно связана с формированием высокого правосознания военнослужащих. Система правового воспитания в ее широком смысле (правовое обучение, правовая пропаганда, правоприменительная практика командиров, а также органов военной юстиции) является действенным средством укрепления законности, правопорядка и дисциплины, а следовательно, и предупреждения воинских правонарушений.
Решение задач формирования правового государства и создания отвечающих требованиям такого государства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований предполагает кардинальное изменение отношения к праву, закону, существенное повышение правовой культуры военнослужащих, что, в свою очередь, требует принятия мер по перестройке правовоспитательной работы в войсках (силах флота).
Конкретные причины возрастания роли правовоспитательной работы и необходимости ее развития это: а) активный процесс совершенствования законодательства, в том числе военного; б) неблагополучное состояние воинской дисциплины; негативные тенденции в динамике преступности и судимости военнослужащих; в) ухудшение качественного состава призывного контингента за счет расширения доли лиц, ранее судимых либо подвергавшихся приводам в милицию, имевших пристрастие к алкоголю, наркотикам и т.п.; г) обострение проблемы социально-правовой защищенности военнослужащих; д) неудовлетворенность личного состава постановкой правовоспитательной работы, ее формализмом, отрывом от жизни и др. В этой связи можно предложить некоторые направления организации правовоспитательной работы:
- основное ее направление - организация правового всеобуча в сфере военной службы. Правовая учеба должна включать изучение военнослужащими основополагающих актов военного законодательства. Это необходимо для лучшего знания, понимания и исполнения служебных обязанностей. Повышение уровня правовых знаний в системе юридического всеобуча является необходимым условием формирования у военнослужащих уважения к правовым нормам надлежащего поведения в соответствии с их требованиями, воспитания высокой социально-правовой активности личного состава;
- качество и эффективность правовой учебы все более зависят от обновления форм и методов работы. Жизнь настоятельно требует внедрения форм, рассчитанных на диалог с аудиторией, - бесед, семинаров и собеседований, диспутов и дискуссий, вечеров вопросов и ответов и встреч за "круглым столом", юридических викторин, конкурсов и т.п. Диалогические формы позволяют заинтересованность слушателей, включить их в обсуждение проблем, добиться более качественного усвоения материала и, кроме того, лучше узнать настроения (запросы) слушателей для учета в последующей работе.
Необходимым условием преодоления формализма в правовоспитательной работе и усиления ее влияния на предупреждение воинских правонарушений является подкрепление всех воспитательно-правовых мероприятий четкой уставной организацией службы, строгим соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения, а также мерами по улучшению уровня жизни военнослужащих, их материально-бытового обеспечения.