Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 4. Операции с ценными бумагами

Почти все операции с внутренними и внешними ценными бумагами - приобретение и отчуждение ценных бумаг (прав, удостоверенных ими), расчеты и переводы, связанные с передачей ценных бумаг (прав, удостоверенных ценными бумагами), исполнение резидентами обязательств по ценным бумагам - между резидентами и нерезидентами относятся к категории операций движения капитала, т.к. на них в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" могут вводиться ограничения в виде требований о резервировании и (или) использовании специального счета.
Единственное исключение установлено для операций между физическими лицами - резидентами и нерезидентами, с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами). Такие операции проводятся без ограничений, если их сумма в течение календарного года не превышает 150 000 долл. США.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит еще одно ограничение указанных операций: согласно части 8 статьи 8 этого Закона денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Банком России; что же касается операций с внешними ценными бумагами, то денежные расчеты по ним между резидентами и нерезидентами могут проводиться без каких-либо ограничений в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, если иное не установлено Центральным банком.
Операции по купле-продаже иностранной валюты. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (ч. 3 ст. 11) предусматривает возможность введения Банком России требования использовать специальный счет и резервировать все операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, юридическими лицами - резидентами, кроме уполномоченных банков, юридическими лицами - нерезидентами, и физическими лицами, если купля-продажа иностранной валюты или чеков производится для предпринимательской деятельности.
Следует обратить внимание на то, что указанные ограничения на рассматриваемые виды валютных операций могут вводиться до 1 января 2007 г. В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ В. Путин поставил Правительству РФ задачу завершить работу по конвертируемости рубля к 1 июля 2006 г. Это означает, что с 1 июля 2006 г. отменены предусмотренные законом о валютном регулировании ограничения по валютным операциям, такие как обязательное резервирование части средств в ЦБ и использование специальных транзитных счетов. Эта отмена ограничений привлечет на финансовый рынок России инвесторов, которым запрещено вкладывать средства в инструменты, имеющие ограничения в обращении. Минюст России 15 июня 2006 г. зарегистрировал указания ЦБ РФ, отменяющие с 1 июля ограничения по проведению валютных операций.
Текущие валютные операции. В Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" не используется термин "текущие операции" и, более того, не содержится перечня операций между резидентами и нерезидентами, осуществляемыми без ограничений, т.к. все подобные валютные операции являются текущими, за исключением операций движения капитала, на которые органы валютного регулирования в соответствии с названным выше Законом могут вводить ограничения.
Устав МВФ, в отличие от Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливает перечень текущих операций. Согласно пункту "d" статьи XXX Устава МВФ, "платежи по текущим сделкам означают платежи, которые производятся в целях, отличных от перевода капитала, и включают в себя, без ограничений:
1) все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей деятельности, включая услуги, а также в связи с работой обычных краткосрочных банковских и кредитных механизмов;
2) платежи, подлежащие выплате в форме процентов по ссудам и в форме чистого дохода от иных инвестиций;
3) выплаты умеренных сумм в счет погашения ссуд или в счет амортизации прямых инвестиций;
4) умеренные суммы частных переводов на текущие расходы семей из-за границы".
При сравнении представленного перечня с тем, что говорится об операциях движения капитала в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле", можно отметить следующие расхождения.
Во-первых, формально Устав МВФ не устанавливает никаких временных критериев, в отличие от названного выше Закона, которые подразделяли бы валютные операции по внешнеторговым сделкам на текущие и капитальные. Однако в Уставе МВФ речь идет о текущих платежах, подлежащих выплате в связи с ведением внешней торговли, т.е. подразумевается, что существуют и капитальные платежи по внешнеторговым сделкам.
Во-вторых, Устав МВФ расчеты по обычным краткосрочным банковским и кредитным механизмам, платежи, подлежащие выплате в форме процентов по ссудам, и выплаты умеренных сумм в счет погашения ссуд относит к текущим операциям. В Законе от 9 октября 1992 г. N 3615-1 к текущим операциям относились операции между резидентами и нерезидентами, связанные с получением и предоставлением "финансовых кредитов" на срок не более 180 дней. Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место не либерализация, а более жесткое администрирование валютных операций.
В-третьих, к текущим операциям Устав МВФ относит платежи, подлежащие выплате в форме чистого дохода от иных инвестиций, в то время как в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" ограничения могут вводиться на расчеты и переводы, связанные с исполнением резидентами своих обязательств по ценным бумагам. Следует обратить внимание на такой вид текущих операций, как умеренные суммы частных переводов. С данной нормой корреспондирует норма пункта 5 части 3 статьи 14 названного Закона, согласно которой физические лица - резиденты имеют право без открытия банковских счетов переводить из Российской Федерации и в Российскую Федерацию иностранную валюту и российские рубли в порядке, устанавливаемом Центральным банком, который может предусматривать только ограничение суммы перевода. В настоящее время, согласно Указанию Банка России от 30 марта 2004 г. N 1412-У, сумма таких переводов не может превышать эквивалент 5 000 долл. США в течение одного операционного дня.
Умеренные суммы частных переводов, вероятно, следует отнести к группе так называемых неторговых платежей, под которыми понимают платежи, осуществляемые гражданами или юридическими лицами, не связанные с предпринимательской или иной коммерческой деятельностью и не направленные на извлечение прибыли. Такие операции могут проводиться не только между физическими лицами - резидентами, и физическими лицами - нерезидентами, но и между физическими лицами - резидентами.
Юридические лица - резиденты осуществляют валютные операции с нерезидентами, как правило, в безналичном порядке. Однако некоторые исключения существуют и из данного правила, например:
юридические лица - резиденты могут без использования банковских счетов вести в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
юридические лица - резиденты могут без использования банковских счетов проводить в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов.