Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Понятие валютных операций и валютных ограничений

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютной операцией признается:
приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента (а также нерезидентом у нерезидента) и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента (а также нерезидентом в пользу нерезидента) валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами Российской Федерации;
перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.
При анализе понятия валютных операций может сложиться впечатление, что валютная операция ничем особенным не отличается от обычных гражданско-правовых сделок, т.к., действительно, право собственности на валютные ценности (в случае с нерезидентами - на внутренние ценные бумаги) может переходить в результате обычных гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, дарения, завещания и иных сделок по отчуждению имущества), наследования, реорганизации юридического лица; в тех же и иных гражданско-правовых отношениях валютные ценности (в случае с нерезидентами - валюта Российской Федерации и внутренние ценные бумаги) могут служить в качестве средства и формы расчетов.
Однако валютные операции можно проводить не только в процессе совершения гражданско-правовых сделок. Например, валютной операцией будет также являться оплата налогов и сборов в иностранной валюте (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"), т.е. в данном случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный характер и вытекает из (финансовых) налоговых отношений. Другой пример - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России иностранной валюты. Иными словами, валютная операция - это не только действия (бездействие), совершаемые резидентами и нерезидентами как участниками гражданских правоотношений, но и иные действия резидентов и нерезидентов, не имеющие никакого отношения к гражданско-правовому регулированию.
Таким образом, под валютными операциями следует понимать действия резидентов и нерезидентов по владению, пользованию и распоряжению валютными ценностями, действия нерезидентов по владению, пользованию и распоряжению валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, действия резидентов по приобретению у нерезидентов или отчуждению в пользу нерезидентов валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг и действия резидентов по ввозу в Россию и вывозу из нее внутренних ценных бумаг и валюты Российской Федерации.
Субъектный состав валютных операций. Валютные операции отличает специальный субъектный состав. Деление всех участников валютных операций на резидентов и нерезидентов подтверждает независимость валютных операций от гражданско-правовых сделок.
Особой категорией участников валютных операций, как сказано выше, являются уполномоченные банки. Значительную часть валютных операций, осуществляемых на территории России как резидентами, так и нерезидентами, можно проводить исключительно через уполномоченные банки (см., например, ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Это значит, что еще одной особенностью валютных операций является императив, ограничивающий круг потенциальных контрагентов по сделке.
Другая важная особенность всех валютных операций состоит в том, что они выступают предметом особого государственного контроля, который проводится специальными субъектами - органами и агентами валютного контроля.
Итак, при совершении любых валютных операций, в том числе по гражданско-правовой сделке, наблюдается наличие публичного интереса, иными словами, валютная операция является категорией публичного права.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 подразделял все валютные операции на две категории: текущие и связанные с движением капитала. Текущие операции не имели ограничений, что же касается операций, связанных с движением капитала, то они могли проводиться лишь в разрешительном порядке, если иное не было установлено Банком России. Устав Международного валютного фонда (МВФ) также подразделяет все платежи и переводы по международным операциям на платежи по текущим сделкам и платежи, связанные с движением (переводом) капитала. При этом Устав МВФ запрещает государствам, членам Фонда, налагать какие-либо ограничения на платежи по текущим сделкам без согласования с Фондом, в то время как ограничения на платежи, связанные с движением капитала, могут вводиться государствами-членами без каких-либо согласований с Фондом (разд. 3 ст. VI, разд. 2 (а) ст. VIII Устава). Таким образом, необходимость разделения валютных операций на те или иные виды вызвана неодинаковым подходом государства к регулированию тех или иных валютных операций и введению ограничений на них.
В тексте Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" текущие валютные операции не упоминаются вообще, а операции, связанные с движением капитала, именуются валютными операциями движения капитала.
Из положений данного Закона можно сделать вывод о том, что в зависимости от наличия или отсутствия запретов или ограничений все валютные операции можно разделить на шесть групп:
между резидентами и нерезидентами, осуществляемые без ограничений (далее - текущие операции);
между резидентами и нерезидентами - операции, на которые могут быть установлены ограничения (далее - операции движения капитала);
между нерезидентами, осуществляемые, за некоторыми исключениями, без ограничений;
между резидентами, совершение которых (операций), за некоторыми исключениями, запрещено;
уполномоченных банков;
связанные с ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из нее валютных ценностей, валюты России и внутренних ценных бумаг.
Понятие валютных ограничений. Ни в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле", ни в Уставе МВФ не дано определение понятия "валютные ограничения". Следует отметить, что валютные ограничения существовали и до образования МВФ. Один из классиков российской цивилистической мысли, Л.А. Лунц, систему валютных ограничений того периода сводил к следующим основным положениям:
1) объект регулирования - это сделки с валютными ценностями;
2) операции с валютными ценностями совершаются в центральном эмиссионном банке и в нескольких других банках ("девизных банках"), а это значит, что одной из сторон сделки, совершаемой с валютной ценностью, как правило, является "девизный банк";
3) вывоз за границу валютных ценностей, денежные переводы за границу, платежи нерезидентам допускаются лишь с разрешения "девизного банка";
4) устанавливается система обязательной сдачи "девизному банку" иностранной валюты, полученной от экспортных операций, в противовес уплате эквивалента в местной валюте;
5) запрещается вывоз за границу местных денежных знаков и выписанных в местной валюте ценных бумаг;
6) существует особый порядок регулирования счетов нерезидентов в местных банках, есть и различные режимы для разных видов счетов нерезидентов, отличающиеся прежде всего порядком покупки иностранной валюты на местном рынке и его перевода за границу;
7) запрещается экспортировать товары за местную валюту;
8) установление курса иностранной валюты производится в порядке административных актов, и, как правило, запрещается совершать валютно-обменные операции по курсу, отличному от официального.
Исходя из сказанного, Л.А. Лунц понимал под валютными ограничениями "совокупность мероприятий, направленных к ограничению трансфера за границу (или к ограничению операций, в конечном счете приводящих к такому трансферу) и к накоплению международных платежных средств (валютных ценностей) в девизных банках"*(8).
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривает следующие виды валютных ограничений:
резервирование;
требования об использовании специального счета, о репатриации валютной выручки от внешнеторговой деятельности, об обязательной продаже части валютной выручки;
предварительная регистрация;
императив, лимитирующий сумму валютной операции.
Согласно статье 27 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резервирование и требования об использовании специального счета и обязательной продаже могут применяться только до 1 января 2007 г.
Виды валютных ограничений. Резервирование. Суть резервирования состоит в том, что участник валютной операции до ее совершения вносит определенную органом валютного регулирования сумму денежных средств (сумма резервирования) в российских рублях на отдельный счет в уполномоченном банке или Банке России на срок, установленный органом валютного регулирования (срок резервирования). Если сумма вносится на счет в уполномоченном банке, то последний сумму, равную сумме резервирования, внесенной клиентом на отдельный счет, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее зачисления на указанный счет, перечисляет на счет в Банке России по учету средств резервирования. По истечении срока сумму резервирования в тот же день Банк России возвращает уполномоченному банку, а последний - своему клиенту.
Согласно общему правилу до истечения срока резервирования резидент или нерезидент может провести валютную операцию, а также операцию по зачислению на специальный счет денежных средств, внутренних и (или) внешних ценных бумаг, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" исполнено требование о резервировании. В то же время некоторые валютные операции, в отношении которых предусмотрено резервирование, а также операции по списанию со специального счета денежных средств, внутренних или внешних ценных бумаг могут осуществляться лишь после истечения срока резервирования. Исчерпывающий перечень таких случаев приведен в абзаце 2 части 7 статьи 16 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". К указанным исключениям относятся, например, операции между резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, в том числе расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), операции, связанные с переводом резидентом на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами Российской Федерации, средств со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами Российской Федерации.
Часть 12 статьи 16 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда сумма резервирования полностью или частично может быть досрочно возвращена обратно:
1) после исполнения обязательств нерезидентом - в сумме, пропорциональной сумме исполненного нерезидентом обязательства;
2) после возврата нерезидентом резиденту платы или иного встречного предоставления, полученного ранее от этого резидента за исполнение нерезидентом своих обязательств, - в сумме, пропорциональной сумме возвращенного нерезидентом предоставления;
3) при полном отказе лица, внесшего сумму резервирования, от проведения валютной операции - в сумме, равной сумме резервирования;
4) в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от частичного проведения валютной операции - в сумме, пропорциональной сумме, на которую уменьшена валютная операция;
5) если резидент или нерезидент не могут исполнить свои обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы - в сумме, пропорциональной сумме неисполненного обязательства;
6) в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) - в сумме, пропорциональной сумме резервирования;
7) при принятии органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или об уменьшении размера резервирования - в соответствующей сумме;
8) в случае ошибочного внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке - в сумме, ошибочно внесенной резидентом или нерезидентом.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает императивное требование (ч. 13 ст. 16), согласно которому досрочный возврат Банком России полной суммы резервирования или ее части уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня представления резидентом или нерезидентом документов, подтверждающих наличие таких оснований. Другая императивная норма (ч. 2 ст. 16) запрещает органам валютного регулирования устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании.
Расчет суммы резервирования делается на день ее внесения, а если операция проведена в иностранной валюте - по официальному курсу, установленному Банком России на день внесения суммы резервирования. Когда требование о резервировании установлено для операций с ценными бумагами, для целей расчета суммы резервирования принимается определенная на день внесения суммы резервирования стоимость указанных ценных бумаг, равная рыночной цене этих ценных бумаг, - для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг; или фактическая цена реализации таких ценных бумаг - для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Рыночная и фактическая цена ценных бумаг определяются в соответствии с порядком, установленным пунктами 5 и 6 статьи 280 НК РФ.
В Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" установлены предельные размеры и сроки резервирования по тем или иным видам валютных операций, в рамках которых органы валютного регулирования могут вводить требования о резервировании. Порядок резервирования, согласно части 1 статьи 16 названного выше Закона, устанавливается Банком России. Что касается требований о резервировании, то данный Закон разграничивает компетенцию органов валютного регулирования при введении требований о резервировании в зависимости от характера операций.
В качестве общего правила установлено, что Правительство России уполномочено устанавливать требование о резервировании по валютным операциям движения капитала, совершаемым резидентами при исполнении сделок, связанных с экспортом или импортом товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, предусматривающим предоставление резидентом нерезиденту отсрочки платежа по экспорту или коммерческого кредита по импорту на срок более 180 дней. Эти требования устанавливаются на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, а объем резервирования не может превышать в рублевом эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа или осуществлена предварительная оплата, за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. При экспорте сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации. При импорте такое же правило действует в течение 180 дней, а для дня отсчета принимается день совершения предварительной оплаты (предоставления коммерческого кредита). Резервирования по указанным операциям можно избежать, если обязательства резидента перед нерезидентом будут обеспечены одним из следующих способов:
1) безотзывным аккредитивом, покрытым за счет плательщика по аккредитиву, если исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк, находящийся за пределами Российской Федерации;
2) банковской гарантией банка, находящегося за пределами Российской Федерации, выданной в пользу резидента;
3) договором имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе если резидент не получил или ему не возвратили денежные средства либо не поставили товары;
4) векселем, выданным нерезидентом в пользу резидента и авалированным банком за пределами территории Российской Федерации.
Иностранный банк, который является исполняющим по аккредитиву, выдает гарантию или авалирует вексель нерезидента, должен отвечать одному из следующих критериев:
1) иметь показатель оценки степени долгосрочной кредитоспособности, присвоенный ему рейтинговой компанией Moody's, - не ниже ААЗ, или рейтинговой компанией Standard and Poor's/FITCH Ratings, - не ниже АА;
2) входить в 1 000 крупнейших банков по величине активов по данным справочника "Бэнкерс альманах" (издательство Reed Business Information, UK, используется любой выпуск справочника "Бэнкерс альманах", изданный в календарном году, предшествовавшем календарному году совершения сделки).
Если валютная операция проводится в связи с экспортом или импортом товаров, указанных в разд. XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (утв. постановлением Правительства России от 30 ноября 2001 г. N 830, с изменениями от 1 октября 2004 г.), то идентичные требования о резервировании могут устанавливаться только в случае предоставления резидентом нерезиденту отсрочки платежа по экспорту или коммерческого кредита по импорту на срок более трех лет (ч. 1, 5 ст. 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Правительство России по согласованию с Центральным банком также уполномочено устанавливать требование о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы валютной операции при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами. Указанное требование о резервировании не может превышать 60 дней (ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Следует обратить внимание на то, что требования о резервировании и иные валютные ограничения, устанавливаемые в соответствии с названным выше Законом Правительством России, не распространяются на валютные операции движения капитала между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами. Требования о резервировании, устанавливаемые Банком России, могут касаться и резидентов, и нерезидентов.
Указанное выше требование может быть установлено в следующих случаях:
1) для расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
2) при исполнении резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
3) для операций кредитных организаций, за исключением банковских операций;
4) если проводятся расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;
5) для операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;
6) при операциях с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами).
На последние две группы операций Банк России может также по своему выбору налагать требование о резервировании на срок не более года суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы валютной операции. В любом случае императивная норма части 7 статьи 8 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" запрещает Центральному банку одновременно пользоваться обоими видами резервирования в отношении одной валютной операции. Такое же требование о резервировании резидентами Банк России может устанавливать к расчетам и переводам при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов и операций кредитных организаций, не являющихся банковскими операциями в соответствии с Законом о банках.
Требование о резервировании Банком России до 1 января 2007 г. может также устанавливаться при переводе резидентами средств на свои счета (вклады), открытые в банках за пределами Российской Федерации, со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках. Размер указанного резервирования не может превышать в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, срок - 60 календарных дней.
Это требование о резервировании может вводиться и для нерезидентов, проводящих следующие операции:
с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами).
Названные выше виды резервирования (100% на срок не более 60 дней или 20% на срок не более года) могут также вводиться при списании и (или) зачислении денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет нерезидента (ч. 5 ст. 13 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Еще одну группу ограничений по резервированию Банк России может устанавливать при купле-продаже резидентами и нерезидентами иностранной валюты и чеков, в том числе дорожных, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте. Эти ограничения могут выражаться в установлении требования о резервировании:
резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;
нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года.
Данные требования не применяются при совершении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, уполномоченными банками и физическими лицами не для целей осуществления последними предпринимательской деятельности. Кроме того, Банк России не вправе устанавливать указанные требования о резервировании, если они уже установлены в связи с валютной операцией, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Отношения, возникающие между резидентами и нерезидентами и уполномоченными банками при резервировании, носят исключительно публично-правовой характер и не регулируются гражданско-правовыми нормами. Это подтверждается нормой статьи 16 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", которая устанавливает три императивные нормы о том, что:
1) на суммы резервирования, зачисленные на счета в уполномоченных банках и в Банке России, проценты не начисляются;
2) проведение уполномоченными банками и Банком России операций с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается, за исключением операций по внесению и возврату сумм резервирования;
3) на суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченном банке, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков, а при банкротстве уполномоченных банков суммы резервирования не включаются в конкурсную массу.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает и специальную санкцию в виде пени за просрочку возврата суммы резервирования, произошедшую по вине уполномоченного банка, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России, которая должна быть уплачена уполномоченным банком резиденту или нерезиденту. Однако данный Закон оставил открытым вопрос об ответственности государства перед резидентами и нерезидентами в случае грубого неисполнения уполномоченными банками своих обязательств перевода средств резервирования в Банк России. Теоретически возможна ситуация, когда сумма резервирования, не переведенная уполномоченным банком в Банк России, окажется меньше суммы чистых активов уполномоченного банка. Также не ясно, в какой очередности должны удовлетворяться требования клиентов уполномоченного банка к суммам резервирования в случае отзыва у уполномоченного банка, грубо нарушившего требование о переводе суммы резервирования в Банк России, лицензии и возбуждения в отношении этого банка дела о несостоятельности. Вероятно, государство должно нести перед клиентами уполномоченного банка по таким обязательствам солидарную ответственность.
Требование об использовании специального счета. Согласно пункту 10 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" "специальный счет - банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом". Итак, если данный Закон установил требование об осуществлении той или иной валютной операции с использованием специального счета, то такая валютная операция может проводиться только с использованием указанного специального счета.
Порядок открытия и ведения специальных счетов устанавливается Банком России (Инструкция Банка России от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", зарег. в Минюсте России 17 июня 2004 г. N 5854//ВБР. 2004. N 36).
Требования об использовании специального счета могут устанавливаться Банком России и Правительством России лишь в случаях, установленных Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при совершении между резидентами и нерезидентами расчетов и платежей, вытекающих из кредитных договоров и договоров займа в иностранной валюте, договоров, связанных с приобретением прав на внешние ценные бумаги, включая передачу внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); при исполнении резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; а также операций кредитных организаций, не относящихся в соответствии с Законом о банках к банковским операциям.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Банком России при совершении между резидентами и нерезидентами расчетов и платежей, вытекающих из кредитных договоров и договоров займа в валюте Российской Федерации, договоров, связанных с приобретением прав на ценные бумаги (внешние и внутренние), включая передачу ценных бумаг (прав, удостоверенных ценными бумагами); при исполнении резидентами обязательств по внешним и внутренним ценным бумагам; при осуществлении между нерезидентами на территории Российской Федерации операций с внутренними ценными бумагами.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 11 названного выше Закона требование об использовании Банком России специального счета может устанавливаться и при купле-продаже резидентами и нерезидентами иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, а именно:
о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты покупки иностранной валюты;
о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года.
Это ограничение, как и при резервировании, не распространяется на куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, уполномоченными банками и физическими лицами не для целей осуществления последними предпринимательской деятельности.
Правительство России вправе устанавливать требование об использовании специального счета исключительно по согласованию с Банком России и только при совершении резидентами и нерезидентами валютных операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, а также при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Банк России при установлении требования об использовании специального банковского счета по валютным операциям с ценными бумагами будет параллельно устанавливать требования об использовании специальных брокерских счетов нерезидентов профессиональными участниками рынка ценных бумаг для учета операций с денежными средствами нерезидентов, специальных разделов счетов депо и специальных разделов лицевых счетов в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг для учета (прав) ценных бумаг.
Предварительная регистрация. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не содержит определения термина "предварительная регистрация". Теоретически под предварительной регистрацией следует понимать юридический акт государственного органа, наделяющий субъекта правом совершения определенного действия.
В настоящее время названный выше Закон предусматривает только один случай, когда требуется предварительная регистрация, - при открытии резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, за исключением государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Конвенция об учреждении ОЭСР была подписана 20 странами 14 декабря 1960 г. В настоящее время членами ОЭСР являются 30 государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Голландия, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США).
ФАТФ была учреждена во время очередного ежегодного заседания государств "большой семерки" в Париже в 1989 г. В настоящее время ФАТФ насчитывает 33 участника (Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг (Китай), Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Мексика, Голландия, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Сингапур, ЮАР, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США, а также Еврокомиссия и Совет сотрудничества стран Залива).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ.
Единственное требование, предъявляемое к резидентам, открывающим счета в банках, расположенных на территориях указанных государств, - в течение одного месяца со дня открытия счета уведомить налоговый орган по месту учета резидента об открытии счета по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой (ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Что касается иных иностранных государств, то открытие счета в банках, расположенных на территориях этих государств, может потребовать предварительной регистрации, если такое требование установлено Банком России.
Предварительную регистрацию счета (вклада), открываемого в банке за пределами Российской Федерации, проводят налоговые органы по месту учета резидента в порядке, установленном Правительством России по согласованию с Центральным банком с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Для предварительной регистрации такого счета на территориях государств, не являющихся членами ФАТФ или ОЭСР, резидент должен представить в налоговый орган по месту своего учета следующие документы:
заявление о предварительной регистрации, содержащее, кроме прочего, наименование страны открытия счета (вклада) и полное наименование банка, в котором открывается счет (вклад);
копию документа, удостоверяющего личность вкладчика;
свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
документ о государственной регистрации юридического лица;
справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
Заявление о предварительной регистрации рассматривается соответствующим органом в течение 10 рабочих дней со дня получения этого заявления. По истечении указанного срока налоговый орган обязан провести предварительную регистрацию (выдать регистрационный документ) либо представить мотивированный отказ в ней.
Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" отказ в предварительной регистрации допускается, только если:
не представлен полный комплект документов, необходимых для предварительной регистрации;
представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";
в представленных документах выявлена недостоверная информация либо противоречащие или не соответствующие друг другу сведения;
в день обращения резидента за предварительной регистрацией счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации у него уже открыт;
в соответствии с федеральными законами введен запрет на открытие счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на указанный счет (вклад).
Данный перечень является исчерпывающим, и участнику валютной операции не может быть отказано в предварительной регистрации в иных случаях, например, если экономически нецелесообразно открывать счет в иностранном банке.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" почти никак не ограничивает режим использования средств, находящихся на счетах (вкладах) резидентов в банках за пределами Российской Федерации. В случае с юридическими лицами существует только запрет на совершение валютных операций между резидентами, если иное не установлено названным выше Законом, а в случае с физическими лицами валютные операции не должны быть связаны с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации (ч. 6 ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Порядок зачисления средств на рассматриваемые счета (вклады) резидентов. Если резидент переводит собственные средства со счета (вклада) в уполномоченном банке на счет (вклад) в банке, находящемся за пределами иностранных государств, то на такую операцию может быть установлено требование о резервировании. Зачисление же средств на такие счета (вклады) резидентов от внешнеторговой деятельности по общему правилу запрещено в связи с требованием о репатриации валютной выручки.
Требование о репатриации валютной выручки от внешнеторговой деятельности сводится к тому, что в качестве общего правила резиденты обязаны обеспечить:
получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых сделок за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Это требование фактически устанавливает запрет на проведение зачета взаимных прав и требований по обязательствам между резидентами и нерезидентами.
Исключения из требования о репатриации валютной выручки от внешнеторговой деятельности, согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", установлены для следующих случаев:
1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц, резидентов, по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ, на срок свыше двух лет;
2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами Российской Федерации, для покрытия расходов на их проведение - на период проведения этих мероприятий;
4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги данным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);
5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или оказания услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.
Требование об обязательной продаже части валютной выручки применяется только в отношении юридических лиц - резидентов, и физических лиц - резидентов, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. Суть требования сводится к тому, что резиденты обязаны в течение семи рабочих дней со дня поступления валютной выручки на их счет в уполномоченном банке выдать последнему распоряжение о продаже на внутреннем валютном рынке части валютной выручки, поступившей от нерезидентов по сделкам, предусматривающим передачу нерезидентам товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает наибольшую величину части валютной выручки, которая должна быть обязательно продана, - 30%. Центральный банк вправе устанавливать иной размер части валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, который в любом случае не может превышать 30%. Например, согласно Инструкции Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (в ред. от 26 ноября 2004 г.), часть валютной выручки резидентов, которая должна быть продана, составляет 10% от суммы валютной выручки.
Порядок обязательной продажи устанавливается Банком России и может предусматривать продажу части валютной выручки через уполномоченные банки самому Центральному банку, уполномоченным банкам, на валютных биржах. При этом курс обязательной продажи части валютной выручки должен соответствовать рыночному курсу на день продажи (ч. 7 ст. 21 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Обязательной продаже подлежит только выручка в определенных, как правило, свободно конвертируемых валютах, перечень которых устанавливается Центробанком. Согласно Инструкции Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И, в этот перечень включены австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк.
Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и платежи, связанные с исполнением сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" в иностранной валюте:
оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
уплата вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов;
выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяет Банк России.
Существует две группы льгот по обязательной продаже части валютной выручки: первая установлена Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", вторая - иными актами валютного законодательства.
Согласно части 3 статьи 21 названного Закона обязательной продаже части валютной выручки не подлежат:
1) суммы в иностранной валюте, получаемые Правительством России, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Банком России от операций и сделок, осуществляемых ими - или от их имени и (или) за их счет - в пределах их компетенции;
2) суммы в иностранной валюте, получаемые уполномоченными банками от проводимых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Законом о банках;
3) валютная выручка резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ, на срок свыше двух лет;
4) суммы в иностранной валюте, поступающие по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
Согласно статье 14 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.) организации кинематографии освобождаются от обязательной продажи валютной выручки, полученной ими от экспорта кинопродукции и исключительных прав на ее использование, киноматериалов, кинооборудования, выполнения работ и оказания услуг по производству и тиражированию фильмов, если эта валютная выручка используется на приобретение киноматериалов, кинооборудования и производство кинопродукции.
Императив, лимитирующий сумму валютной операции. Суть данного ограничения заключается в том, что Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" или в установленном им порядке императивно устанавливается лимит суммы, в пределах которой та или иная валютная операция проводится без ограничений. Превышение данного лимита может быть либо запрещено (например, согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" физические лица не имеют права вывозить из России наличную иностранную валюту, валюту Российской Федерации, эквивалент которой превышает 10 000 долл. США, если у них отсутствуют документы, подтверждающие, что вывозимая наличная валюта была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию), либо может подпадать под иной вид валютных ограничений (например, согласно ч. 9 ст. 8 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами, с внешними ценными бумагами на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года осуществляются без ограничений, а если сумма таких операций окажется выше этого предела, то в отношении суммы превышения могут действовать ограничения - требования о резервировании и об использовании специального счета, установленные для валютных операций между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами, с внешними ценными бумагами).