Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Органы валютного регулирования

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает два органа валютного регулирования - Центральный банк и Правительство России. Их полномочия четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования установлен как для Банка России, так и для Правительства. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.
Осуществляя деятельность в сфере применения валютного законодательства, участники валютных отношений должны знать, что если порядок ведения валютных операций и порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, то счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений (п. 2 ст. 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Исключение составляют валютные операции, которые регулируются Правительством и Банком России.
До настоящего времени действует положение Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 о том, что резиденты обязаны получать разрешение на открытие счета в иностранной валюте за пределами Российской Федерации. Организациям, которые участвуют в валютных операциях, необходимо получить специальное разрешение в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации организации.
Для реализации этой нормы Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 Банк России выпустил Положение о временном порядке выдачи Центробанком юридическим лицам - резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами Российской Федерации (утв. 28 апреля 2004 г. N 256-П). Организации, которым были выданы разрешения на открытие валютного счета за пределами Российской Федерации до введения в действие Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", могут неограниченно использовать эти разрешения до окончания срока их действия, только если не меняются условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 данного Закона.
Названные выше условия содержат сведения о резиденте, получившем разрешение, и его контрагентах, указанных в разрешении, о содержании и сумме валютной операции, сроках ее проведения или открытия счета, о режиме этого счета, об условиях, при которых на счет резидента в уполномоченных банках не зачисляется полученная им иностранная валюта.
Если эти условия изменяются, то резидент, которому было выдано разрешение, обязан сообщить новые данные в орган, выдавший разрешение, в течение 15 рабочих дней со дня их изменения и приложить копии документов.
Ограничения, установленные Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", применялись к валютным операциям и порядку использования счетов в полной мере только до 19 июля 2005 г. Именно в этот день вступило в силу положение пункта 3 статьи 5 названного Закона, которое не допускает установления органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений и о предварительной регистрации счета, открываемого за пределами Российской Федерации, за исключением случаев, когда:
резиденты открывают счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
требование о предварительной регистрации при ввозе и пересылке в Российскую Федерацию и вывозе и пересылке из Российской Федерации валюты России и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством по согласованию с Банком России.
Поскольку порядок ввоза и вывоза валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме не установлен, то в соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного выше Закона операции по ввозу и вывозу проводятся без ограничений.
Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Что же касается Банка России, Правительства и специально уполномоченных Правительством  федеральных органов исполнительной власти, то они проводят все регулируемые виды валютных операций без ограничений.
Рассмотрим их более подробно.
Например, Центральный банк имеет следующие права:
а) устанавливать единые формы учета и отчетности валютных операций, порядок и сроки их представления, готовить и публиковать статистическую информацию о валютных операциях;
б) определять размер обязательной продажи части валютной выручки резидентов, но не более 30% ее суммы;
в) предъявлять к резиденту требование об использовании специального счета при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
операций кредитных организаций, за исключением банковских;
г) устанавливать требование об использовании специального счета нерезидентом при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;
расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);
операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;
д) устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы валютной операции, на срок не более 60 календарных дней*(5);
е) устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года;
ж) устанавливать для одного вида валютных операций требования, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 8 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".