Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Понятие источников валютного права. Конституционные источники валютного права

При создании рыночного механизма правового регулирования валютных отношений для эффективной и стабильной валютной политики любому государству требуется комплекс валютного законодательства - совокупности нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных сделок и валютных операций резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, а также международных дву- и многосторонних общеэкономических, валютных и инвестиционных договоров и соглашений.
Под источниками (формами) валютного права следует понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государственных органов по установлению правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу валютных ценностей.
Основные источники валютного права - нормативные правовые акты и международные договоры. В состав валютного законодательства входят нормативные правовые акты государственных органов, представляющие собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм - общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
Например, не могут считаться надлежаще принятыми и не имеют никаких правовых последствий подзаконные акты, не прошедшие в установленных случаях регистрацию в Минюсте России либо не опубликованные в установленном порядке.
С момента вступления в силу постановления Правительства России от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изм. от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г., 30 сентября 2002 г.) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства России, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Их издание в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату; визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
Иные требования к форме нормативных правовых актов Банка России установлены в Положении Центробанка от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (с изменениями от 24 июня 1998 г.). Нормативные акты Банка России издаются в форме указания, положения, инструкции, принимаются в форме указаний, если они содержат установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Нормативные акты Центрального банка принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка; в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России - если они целиком отменяют последний; в форме положений - если они устанавливают системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России; в виде инструкций - если они определяют порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Центрального банка).
Нормативные акты Банка России подписываются его Председателем, который может предоставить (делегировать) право подписания нормативных актов своим первым заместителям.
Конституция России содержит лишь две нормы, которые касаются валютно-правовой сферы. В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
Норма пункта "в" статьи 106 Конституции касается обязательного рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов о финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании, о денежной эмиссии.