Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 4. Валютный курс и типы обменных курсов

Валютный курс - экономическая категория, стоимостной основой которой является покупательная способность валют, отражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.
Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение, продиктованное задачами валютной политики, и опосредуется формированием валютного курса. Валютный курс используется в различных направлениях государственного регулирования экономики. Его использование ограничено определением расчета суммы резервирования, которая вносится в валюте Российской Федерации и рассчитывается в день ее внесения по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком России на день внесения суммы резервирования (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Использование валютного курса в налоговом законодательстве более разнообразно. Например, для определения размера налога (пошлины, сбора) при удостоверении сделок, исчисляемых в иностранной валюте, а также в случаях, когда иностранная валюта становится предметом наследования, размер государственной пошлины подлежит пересчету на рубли по курсу, котируемому Центральным банком и действовавшему в день уплаты государственной пошлины (ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-I "О государственной пошлине" в ред. от 22 августа 2004 г.). С этой же целью валютный курс применяется при исчислении суммы налога на операции с ценными бумагами, таможенной пошлины, налога с доходов иностранной организации, полученных от источников в Российской Федерации, а также в случаях принудительного исполнения обязанности уплаты налогов (сборов) и таможенных платежей, поступающих с валютных счетов плательщика.

Валютный курс используется и для определения налоговой базы, представляющей собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Например, доходы (расходы) налогоплательщика по налогу на прибыль организаций, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка, установленному на дату фактического получения доходов или осуществления расходов (п. 5 ст. 210 Налогового кодекса). Налоговая база (объект налогообложения) определяется с использованием валютного курса и при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров, при установлении выручки по налогу на добавленную стоимость, оценке стоимости добытых полезных ископаемых по налогу на добычу полезных ископаемых, а также в некоторых специальных режимах налогообложения. Среди последних следует выделить единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. В настоящий момент официальный валютный курс формируется в соответствии с Положением об установлении Центральным банком официальных курсов иностранных валют к российскому рублю от 19 декабря 2001 г.
Участнику отношений объявляется размер его обязательств перед государством путем применения валютного курса.
Задачи, которыми руководствуется Центробанк при установлении официального валютного курса, не всегда совпадают с задачами налогового и валютного регулирования. Использование официального валютного курса в налоговом и валютном законодательстве не может нарушать их основополагающие начала. Если это происходит, необходимо изменить условия формирования валютного курса таким образом, чтобы его применение было взаимосвязано с данными началами. Следовательно, налоговое и валютное законодательство задают условия формирования официального валютного курса в соответствии со своими принципами, если же это невозможно сделать, такое обстоятельство служит основанием для ограничения случаев его использования в налоговом и валютном законодательстве.
Из начал, определяющих формирование официального валютного курса для валютного и налогового законодательства, следует выделить принципы равенства участников налогового и валютного регулирования, справедливости и законности налогового и валютного регулирования.
Принцип равенства участников налогового и валютного регулирования развивается на основе конституционного принципа равенства, который определяет равный правовой статус граждан при осуществлении ими любых прав. Применительно к налоговому регулированию оно не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия и ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, т.е. нарушать конституционный принцип равенства. В валютном регулировании указанный принцип предполагает равные возможности участников (резидентов или нерезидентов) при совершении ими валютных операций. Принцип равенства участников налогового и валютного регулирования предполагает соблюдение принципа их (участников) равного финансового обременения.
Использование официального валютного курса в валютном и налоговом законодательстве в данный момент влечет нарушение данного принципа. Причиной этого становятся условия его формирования, предполагающие, что государство в лице своих органов не берет на себя никаких обязательств по установленному им официальному валютному курсу.
Валютный курс - это цена денежной единицы одной стороны, выраженная в иностранных или международных денежных единицах. Нынешний порядок установления официального валютного курса не согласуется с положениями Налогового кодекса России о том, что, если не предусмотрено иное, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки (ч. 1 ст. 40).
Официальный валютный курс, установленный Центральным банком России, определяет такую цену иностранной валюты, по которой ее реализация может быть лишь вероятной. Причина этого заключается в том, что действующий порядок установления официального валютного курса, в сущности, представляет собой государственное регулирование цены иностранной валюты, которая может отличаться от рыночной. Вследствие этого обстоятельства, а также вследствие того, что цена иностранной валюты используется в публично-правовых отношениях, создающих публично-правовые обязательства субъектов перед государством, у государства также должно возникнуть обязательство перед данными субъектами. Его содержание составляет свободное (по желанию субъекта) произведение купли-продажи иностранной валюты в указанных целях (для налогообложения и расчета суммы резервирования) по установленному им курсу.
Игнорирование данного обстоятельства приводит к нарушению принципа равенства в возможностях участников, исполняющих публично-правовые обязательства в валюте Российской Федерации по официальному валютному курсу, и участников, исполняющих публично-правовые обязательства в валюте Российской Федерации.
Принцип справедливости налогового и валютного регулирования вытекает из конституционного принципа справедливости. В Конституции России понятие "справедливость" не определено, не раскрывает содержание этого принципа и Конституционный Суд. Вместе с тем наблюдается повсеместное проявление разнообразных форм этого понятия в самых различных случаях. Принцип справедливости, в силу общеправового значения, служит основой существования большинства конституционных принципов; он предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.
Нарушение принципа справедливости при использовании официального валютного курса в налоговом и валютном регулировании программируется законодателем. Например, признается, что расчетный форвардный контракт - одна из разновидностей сделок с отложенным исполнением (срочные сделки), расчеты по которым осуществляются по истечении определенного срока. Поскольку размер денежных обязательств при этом зависит от изменения цен на иностранную валюту, ценные бумаги, иное имущество и иные виды базисного актива, риски по таким сделкам не могут рассматриваться как обычные предпринимательские риски. При толковании условий сделок, именуемых расчетным форвардным контрактом, арбитражные суды, выясняя общую волю сторон с учетом цели договора на основе обстоятельств, касающихся его заключения и исполнения, признают такие сделки вытекающими из игр и пари.
Принцип законности налогового и валютного регулирования предполагает соблюдение установленных процедурных и институциональных гарантий. Так, ограничение прав и свобод человека в рамках валютного и налогового регулирования может быть установлено только федеральным законом. Применительно к налоговому регулированию налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятие собственности в валютном регулировании для целей резервирования (пусть и на временной основе) также представляет собой ограничение права собственности, которое определяется федеральным законом. Соразмерность ограничения права собственности как в валютном, так и в налоговом регулировании зависит от использования официального валютного курса. В свою очередь, установление официального валютного курса регулируется подзаконными нормативными актами Центрального банка.
Такая возможность теоретически могла быть предоставлена включением в федеральный закон отсылочной нормы. Например, Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (ст. 53 Закона о Банке России). Представляется, что когда официальный валютный курс используется в налоговом и валютном регулировании, с целью соблюдения принципа законности регулирование установления официального валютного курса следует осуществлять на уровне федерального закона без отсылочных норм. В противном случае не выполняется запрет на ограничение конституционных прав иным образом, кроме как федеральным законом.
Можно привести характерные черты порядка установления официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю, исключающих регулирование путем отсылочных норм.
1. Отсутствие законодательных ограничений порядка установления валютного курса Центральным банком.
Центральный банк России довольно часто менял этот порядок. Первоначально курс устанавливался под воздействием спроса и предложения на ММВБ. С 1995 по 1998 год действовал режим валютного коридора: колебания рыночного курса рубля по отношению к доллару США ограничивались официально установленными пределами, которые поддерживались с помощью интервенций на валютном рынке. После валютного кризиса 17 августа 1998 г. ЦБ РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и начал ежедневно объявлять официальный курс по итогам утренней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. - по итогам единой торговой сессии. В настоящее время Банк России решил изменить порядок определения официального курса доллара США к российскому рублю по итогам торгов ЕТС с расчетами "сегодня" и использовать для этих целей средневзвешенное значение курса доллара США на торгах ЕТС со сроком расчетов "завтра", сложившееся по состоянию на 11 час. 30 мин. дня торгов.
2. Отсутствие четкого порядка установления валютного курса.
Например, официальный курс доллара США к российскому рублю устанавливается Центральным банком на основе котировок текущего рабочего дня биржевого и внебиржевого сегментов внутреннего валютного рынка по операциям "доллар США - российский рубль". Такой порядок в большей степени является декларативным. В сущности, это равносильно указанию на ориентиры, используемые при определении валютного курса. Так, официальные курсы других валют к российскому рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, в биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств.
Принцип законности налогового и валютного регулирования предполагает рассмотрение официального валютного курса в качестве составляющей элемента налогообложения - налоговой базы, под которой понимается стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения. При помощи официального валютного курса налоговая база приобретает стоимостную рублевую характеристику, используемую для последующего расчета сумм налогов и сборов.
В указанном случае налог может считаться законно установленным, только если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства (элементы налогообложения). Использование отсылочной нормы при определении официального валютного курса в качестве элемента налогообложения, налоговой базы исключает возможность считать налог установленным.
На величину валютного курса могут влиять два основных фактора: конкурентная цена стоимости реального капитала страны - эмитента валюты (ценовой фактор) и темпы эмиссии национальной валюты (неценовой фактор).
Выделяют три типа обменных курсов:
1. Фиксированная валюта - номинальный курс устанавливается на основании паритета покупательной способности.
2. Привязанные обменные курсы. Этот тип предполагает колебания курса национальной валюты в узких рамках и выражен по отношению к доллару США или евро.
3. Плавающий обменный курс, который характеризуется тем, что номинальные курсы национальных валют определяются на рынке на основе большинства операций.