Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 2. Основные положения о порядке оказания правовой помощи по уголовным делам

Содержание понятия правовой помощи по уголовным делам чаще всего раскрывается указанием на те следственные и судебные действия, которые могут быть выполнены по взаимным запросам органами и должностными лицами, действующими в разных государствах в сфере уголовного судопроизводства. К действиям такого рода обычно относят допросы, осмотры, выемки, обыски и некоторые другие процессуальные действия, перечень которых предусматривается в соответствующих международных соглашениях либо в обязательствах, даваемых на основе принципа взаимности (о такого рода соглашениях и обязательствах см. § 8 гл. 2 учебника).
При характеристике порядка совершения действий по оказанию правовой помощи важно четко различать две группы правил:
правила обращения за помощью к правоохранительным органам иностранных государств со стороны соответствующих российских органов;
правила обращения за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств.
В первом случае правила определяются, прежде всего, предписаниями российского УПК (см. ст. 453-456 УПК), иными актами, в том числе подзаконными, которые могут быть изданы на основе таких предписаний*(408), а также международными соглашениями, а при их отсутствии - обязательствами, данными на основе принципа взаимности.
В соответствии с этими правилами обращение за правовой помощью по конкретному уголовному делу (как отмечено выше, в УПК оно названо запросом о производстве процессуальных действий) должно быть оформлено с соблюдением требований, предусмотренных ч. 4 ст. 453 и ст. 454 УПК. В нем обязательно должны содержаться, как минимум*(409), следующие сведения:
1) наименование органа, от которого исходит запрос;
2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
3) наименование уголовного дела и характер запроса;
4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;
5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости - также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
Запрос, естественно, составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, направляющим его, заверяется печатью и переводится на официальный язык того государства, где он должен исполняться (переводятся и все документы, прилагаемые к запросу).
Направляется он не непосредственно в тот зарубежный орган, который должен выполнить просьбу, содержащуюся в запросе, а в один из следующих российских органов:
в Верховный Суд РФ - по вопросам его судебной деятельности;
в Минюст РФ - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
в МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
в Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.
Последние и определяют дальнейшее продвижение запроса и приложенных к нему документов в соответствии с процедурами, установленными соглашением с государством, где он (запрос) должен исполняться, или обязательством, данным на основе принципа взаимности.
Доказательства, полученные иностранными органами, исполняющими запросы, и оформленные ими надлежащим образом, как безоговорочно предусмотрено ст. 455 УПК, "пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса (УПК. - К.Г.)".
Ряд специфических правил предусмотрен в УПК для случаев, когда запрос направляется с целью обеспечения вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, для выполнения с их участием следственных действий на территории Российской Федерации. Специфика эта в основном обусловлена стремлением оградить вызываемых лиц от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
Именно таким стремлением можно было бы объяснить положение, предусмотренное ч. 4 ст. 456 УПК, где сказано, в частности, что "явившиеся по вызову лица: не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации". Не может быть ухудшено положение находящихся под стражей лиц, которых доставили в Российскую Федерацию для участия в следственных или судебных действиях (ч. 5 ст. 456 УПК).
В соответствии с УПК (см. ст. 458) допускается обращение с запросом об осуществлении не отдельных процессуальных действий, а комплекса действий по уголовному преследованию. Такое возможно в случаях, когда иностранец, находясь на территории Российской Федерации, совершает преступление и впоследствии оказывается за ее пределами. Российские правоохранительные органы, выполнив необходимые следственные действия, сталкиваются с невозможностью завершить производство по данному делу из-за отсутствия лица, которое должно быть привлечено к уголовной ответственности. При таких обстоятельствах они вправе поставить перед Генеральной прокуратурой РФ вопрос о направлении собранных материалов в государство, где скрылось данное лицо, и запроса о его уголовном преследовании.
Особенностью второй группы правил (правил, относящихся к обращениям за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств) является в первую очередь то, что их содержание в значительной мере зависит от специфики действующего в государствах, откуда в Российскую Федерацию могут поступать запросы, уголовно-процессуального законодательства. Этим законодательством руководствуются зарубежные органы при составлении своих запросов. Оно также может быть принято к исполнению российскими правоохранительными органами, "если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации" (ч. 2 ст. 457 УПК).
При отсутствии просьбы о применении норм уголовно-процессуального законодательства, действующего в стране, откуда поступил запрос, процессуальные действия совершаются в порядке, установленном УПК РФ. Их результаты оформляются по правилам, установленным этим УПК с учетом требований международных соглашений о правовой помощи по уголовным делам.
В случаях, когда российский правоохранительный орган, на который возложено выполнение запроса, поступившего из-за рубежа, сталкивается с обстоятельствами, исключающими возможность осуществить соответствующее процессуальное действие, он вправе отказаться от выполнения запроса и возвратить все материалы с указанием причин. Во всяком случае, когда запрос "противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности" (ч. 4 ст. 457 УПК), он должен быть возвращен без исполнения.
Перед российскими органами, участвующими в производстве по уголовным делам, может быть также поставлен вопрос об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на основании материалов, собранных зарубежными партнерами в отношении гражданина Российской Федерации, который, находясь на территории их государства, совершил преступление, а затем скрылся "у себя дома". Такой вопрос предварительно рассматривается Генеральной прокуратурой РФ, а затем в соответствии с ее указаниями решается по предусмотренным УПК правилам, которые регламентируют уголовное преследование или возбуждение уголовного дела (см. ст. 459 УПК)*(410).



.::Содержание::.