Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


2.3. Порядок производства по ходатайству о пересмотре

В установленной уголовно-процессуальным законодательством процедуре рассмотрения ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу приговоров или иных судебных решений по конкретным уголовным делам более или менее отчетливо просматривается три этапа:

предварительное рассмотрение в суде надзорной жалобы и (или) представления;
рассмотрение судом надзорной инстанции жалоб и (или) представлений по существу;
постановление решения суда надзорной инстанции.
На первом этапе (см. ст. 406 УПК) происходит изучение надзорных жалобы и (или) представления одним из судей суда надзорной инстанции. Ему предоставлено право в случае необходимости истребовать материалы любого уголовного дела, которые могут понадобиться для принятия решения по изучаемым им жалобе и (или) представлению. По итогам изучения жалобы (представления) и материалов истребованных дел он должен в течение 30 суток вынести одно из следующих постановлений*(368) (см. приложение 59 к ст. 477 УПК):
об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;
о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано*(369).
Если уголовное дело в ходе предварительной проверки не было истребовано, то судья, возбуждая надзорное производство, может сделать это и обеспечить, чтобы оно было доступно участникам судопроизводства при разбирательстве жалобы (представления) надзорной инстанцией.
Завершается данный этап доведением вынесенного постановления (предварительного решения) до сведения председателя суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда либо Председателя верховного Суда РФ или его заместителей, т. е. должностных лиц, которые в соответствии со ст. 37, 49, 65 и 66 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г.*(370) осуществляют руководство соответствующими надзорными инстанциями и организуют рассмотрение ими конкретных судебных дел.
У этих должностных лиц есть право не согласиться с постановлением судьи, предварительно изучавшего жалобу (представление), об отказе в ее удовлетворении. В таком случае они отменяют его и выносят свое постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции (п. 2 ч. 3 ст. 406 УПК)*(371). Другими словами, разбирательство ходатайства о пересмотре приговора или иного судебного решения по существу поставленных в нем вопросов либо отказ в таком разбирательстве не может произойти без ведома названных руководителей судов.
Второй этап - это судебное заседание, в ходе которого завершается подготовка к принятию итогового решения по существу вопросов, поставленных в надзорной жалобе (представлении). Оно должно состояться не позднее 15 суток со дня принятия предварительного решения в суде субъекта РФ или окружном (флотском) военном суде либо не позднее 30 суток - в Верховном Суде РФ.
В ходе подготовки к нему о дате, времени и месте предстоящего заседания уведомляются все участники уголовного судопроизводства, наделенные правом возбуждения ходатайства о пересмотре приговора и (или) иных судебных решений, вынесенных по данному уголовному делу. Они принимают участие в судебном заседании. В нем также могут принять участие "иные лица, чьи интересы затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом" (ч. 2 ст. 407 УПК).
Рассмотрение конкретного уголовного дела по надзорной жалобе (представлению) должно проходить в следующей последовательности (см. ч. 3-7 ст. 407 УПК):
1) заслушивание доклада об обстоятельствах уголовного дела, содержании приговора, определения или постановления, мотивах надзорных жалобы или представления, а также обстоятельствах вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Доклад об этом должен делать член президиума суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, Президиума Верховного Суда РФ либо другой судья соответствующего суда, ранее не участвовавший в рассмотрении данного дела;
2) постановка вопросов докладчику, связанных со сделанным им докладом, и заслушивание его ответов. Закон (ч. 4 ст. 407 УПК) не конкретизирует, кто вправе задавать такие вопросы. Думается, что данное обстоятельство дает основание для утверждения, что сделать это может любой участник судебного заседания;
3) изложение прокурором доводов в поддержку своего надзорного представления, если оно вносилось;
4) заслушивание устных объяснений, которые после выступления прокурора вправе сделать участвующие в судебном заседании осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель.
На этом второй этап рассмотрения ходатайства о пересмотре приговора или иного судебного решения завершается.
Третий этап - принятие решения судом надзорной инстанции по жалобе (представлению) - начинается после удаления сторон из зала судебного заседания.
Решение такого рода принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов надзорная жалоба (представление) считается отклоненной. Но и для данного правила установлено исключение. Оно касается случаев, когда Президиумом Верховного Суда РФ рассматривается уголовное дело, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь и по которому в надзорной жалобе (или надзорном представлении) ставится вопрос о ее отмене и замене более мягким наказанием. Такие жалоба или представление считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума, присутствующих на заседании (ч. 10 ст. 407 УПК).
Решения, принимаемые в порядке надзора Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ, оформляются процессуальными документами, называемыми определениями, а аналогичные решения президиумов судов субъектов РФ и Президиума Верховного Суда РФ - постановлениями.



.::Содержание::.