Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


9.2. Подготовительная часть судебного разбирательства

Своеобразие этой части судебного разбирательства в суде присяжных заключается в том, что ее образуют два автономных этапа:
начальные процессуальные действия по подготовке судебного разбирательства и
процессуальные действия по формированию коллегии присяжных.
На первом из этих этапов, как и в суде без присяжных заседателей, реализуются правила, установленные ст. 261-272 УПК (см. § 5 данной главы учебника). Но здесь же соблюдаются и некоторые другие правила, диктуемые спецификой разбирательства дел с участием присяжных (см. ст. 327 УПК), а именно:
после доклада о явке сторон, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства секретарь судебного заседания или помощник судьи докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели;
если их явилось в суд менее двадцати, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов в присяжные заседатели (об этом см. ниже в данном параграфе);
списки кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, без указания их домашнего адреса вручаются сторонам*(313);
разъясняя права сторонам, председательствующий помимо прав, которые предоставляются им в связи с участием в производстве по уголовному делу, должен разъяснить также:
1) право заявить мотивированный отвод присяжному заседателю;
2) право подсудимого или его защитника, государственного обвинителя на немотивированный отвод присяжного заседателя, который может быть заявлен каждым из участников дважды;
3) иные права, предусмотренные нормами, содержащимися в главе УПК об особенностях производства в суде присяжных, а также юридические последствия неиспользования таких прав.
На втором этапе "работают" правила, обеспечивающие формирование такого состава коллегии присяжных заседателей, который был бы способен вынести по данному делу законный, обоснованный и справедливый вердикт.
Чтобы уверенно ориентироваться в этих правилах, нужно иметь четкое представление о списках, из которых черпаются кандидатуры тех, кто включается в состав присяжных (нередко вместо термина "состав" употребляют другие термины - "коллегия", "скамья", "жюри" и даже "комплект").
Процедура их составления в общих чертах определена Законом о присяжных заседателях. В ее основе лежат прежде всего требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели. Таких требований в связи с тем, что отбор должен вестись с использованием методов случайной выборки, этот Закон предусматривает немало.
Присяжными, в частности, не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. По заявлениям граждан решениями высших исполнительных органов субъектов РФ из списков кандидатов могут исключаться также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. Кроме того, из списка кандидатов в присяжные заседатели по просьбе гражданина исключается тот, кто не способен исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; кто достиг возраста 65 лет, а равно лица, занимающие указанные в Законе (см. ст. 7) должности или являющиеся названными в нем представителями профессий (к ним отнесены военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, судебные приставы, работники таможенной службы, адвокаты, нотариусы, частные детективы, а также священнослужители и др.).
Осуществляемый в соответствии с этими требованиями отбор кандидатов в присяжные можно подразделить на несколько этапов, включая те, которые происходят до начала судебного разбирательства по конкретному уголовному делу, т.е. тогда, когда еще составляются списки потенциальных присяжных.
Составление таких списков начинается с определения количества кандидатов в присяжные заседатели, которое необходимо суду, где возможно рассмотрение уголовных дел с их участием. Делает это председатель соответствующего суда с помощью, естественно, подчиненного ему аппарата, опираясь на сведения о количестве дел, рассмотренных в предыдущем году в данном суде.
О требуемом количестве кандидатов председатель сообщает руководителю высшего исполнительного органа государственной власти края, области, иного субъекта РФ. Последний поручает определить, сколько кандидатов в присяжные должно быть отобрано в каждом муниципальном образовании с учетом числа зарегистрированных там избирателей*(314).
Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования, используя данные об избирателях, имеющиеся в информационных ресурсах Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы", отбирают соответствующее количество граждан, отвечающих указанным выше требованиям, предъявляемым к кандидатам в присяжные заседатели.
Отбор обязательно должен быть случайным: лица, включаемые в списки, не могут отбираться по каким-то заранее заданным признакам (в зависимости, скажем, от должностного положения кандидата, его возраста, пола, принадлежности к политическим партиям и движениям, вероисповеданиям и т.д.). Случайность отбора обеспечивается специально разработанными компьютерными программами (где есть возможность применения техники такого рода) либо использованием рекомендованных еще в 1993 г. Министерством юстиции РФ методов "ручного" ("рукопашного") отбора присяжных.
После "очистки" составленного таким образом первоначального варианта списка от тех, кто не должен быть там, он дополняется и отправляется руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ, который поручает свести воедино все составленные в муниципальных образованиях списки. Затем этот сводный список подписывается данным руководителем и скрепляется печатью. Такой список называется общим списком.
Но одновременно с ним в большинстве субъектов РФ составляется и запасной список, куда включаются лишь избиратели, живущие в населенном пункте по месту нахождения соответствующего суда (количество включаемых в него лиц не должно быть более одной четверти от количества лиц, попавших в общий список).
Списки кандидатов в присяжные заседатели передаются в тот суд, где будет происходить разбирательство уголовных дел с их участием. Срок действия списков - четыре года. Исключение тех лиц, которые указаны в них, возможно только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ*(315).
Последующий отбор присяжных, которым предстоит участвовать в разбирательстве конкретного уголовного дела, происходит после того, как принимается постановление о назначении судебного заседания по данному делу (см. § 3 и 4 гл. 16 учебника).
На основании такого постановления секретарь судебного заседания или помощник издавшего постановление судьи, пользуясь все теми же методами случайной выборки, отбирает из общего списка то количество кандидатов, которое указано в постановлении, и включает их в список, который в соответствии со ст. 326 УПК называется предварительным списком присяжных заседателей.
В данном списке должны быть указаны фамилии, имена и отчества, а также домашние адреса отобранных кандидатов. Из числа этих кандидатов судья, который будет председательствовать при разбирательстве дела, вправе исключить по их устному или письменному заявлению, к примеру, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, иных лиц, имеющих уважительные причины для неучастия в судебном заседании (см. ч. 7 ст. 326 УПК).
При этом закон (ч. 5 ст. 326 УПК) акцентирует внимание на том, что фамилии отобранных кандидатов обязательно должны указываться не в алфавитном порядке, а "в том порядке, в каком проходила случайная выборка". Это существенная "деталь". На последующих этапах формирования коллегии присяжных, которым будет доверено рассмотрение дела, она сыграет важную роль в обеспечении случайности отбора.
Предварительный список служит решению двух задач:
во-первых, им руководствуются при рассылке повесток включенным в него кандидатам о вызове в судебное заседание. Повестки такие с указанием дня, часа и места проведения судебного заседания рассылаются не менее чем за 7 суток до того, как это заседание начнется;
во-вторых, он (предварительный список) используется при составлении списков явившихся в суд кандидатов в присяжные заседатели. В этих списках не указываются домашние адреса кандидатов, а также фамилии тех из них, которые по каким-то причинам в суд не явились. Вручаются они, как отмечено выше в данном параграфе учебника, в начале судебного заседания обеим сторонам.
Дальнейшие действия по формированию состава коллегии присяжных, как сказано выше, происходят на втором этапе подготовительной части судебного разбирательства.
И здесь существенное внимание уделяется как проверке соответствия кандидатов в присяжные тем требованиям, которые предъявляются к ним по Закону о присяжных заседателях, так и оценке их способности быть объективными и беспристрастными при разбирательстве данного уголовного дела. Другими словами, уделяется внимание также выявлению обстоятельств, которые перечислены в ст. 61 УПК и учитываются при разбирательстве уголовных дел во всех судах (см. § 5 гл. 4 учебника).
Соответствие требованиям, предъявляемым к присяжным заседателям, и отсутствие обстоятельств, говорящих о личной, прямой или косвенной, заинтересованности конкретного кандидата в исходе данного дела, еще не означает того, что он обязательно должно быть включен в состав формируемой коллегии. Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ участие граждан в отправлении правосудия является их правом, а не обязанностью. Поэтому при формировании коллегий присяжных подлежат максимальному учету доводы, которые выдвигаются в обоснование своих самоотводов гражданами, вызванными в суд для участия в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных. Присяжный, которого, несмотря ни на что, заставляют (обязывают) выполнять функции судьи, не может осуществлять возложенную на него миссию спокойно, взвешенно и беспристрастно, т.е. так, как это положено делать при отправлении суда правого (правосудия).
Действия по отбору коллегии присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела протекают в определенной законом (ст. 328 УПК) последовательности. Многочисленные скрупулезно регламентируемые процессуальные действия, которые должны выполняться на данном этапе судебного разбирательства, для удобства усвоения механизма формирования коллегии присяжных по конкретному уголовному делу целесообразно объединить в несколько групп.
Первую из этих групп условно можно было бы назвать действиями по подготовке присяжных и сторон к отбору коллегии присяжных. Начинаются они с того, что в зал судебного заседания, откуда удаляются все, кто не имеет права присутствовать при проведении закрытых заседаний суда, приглашаются явившиеся в суд кандидаты в присяжные заседатели.
Председательствующий судья произносит вступительное слово. Его цель - дать кандидатам в присяжные заседатели сведения о судье, сторонах, участвующих в разбирательстве дела, о том, какое дело предстоит рассмотреть, сколько это займет времени, а также разъяснить им права, обязанности и ответственность присяжного заседателя. Особо он должен уделить внимание разъяснению кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками производства по данному делу.
Вторую группу образуют действия, связанные с рассмотрением самоотводов кандидатов в присяжные заседатели, а также с принятием председательствующим соответствующих решений.
Начинаются действия такого рода с опроса председательствующим кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении уголовного дела. Каждый из кандидатов вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного, и заявить себе самоотвод. В случае уважительности причин председательствующий, заслушав мнение сторон, может принять решение об освобождении кандидата от обязанностей присяжного заседателя и исключении его из указанного выше предварительного списка. Такой кандидат удаляется из зала заседания.
В третью группу входят действия по выявлению и проверке сторонами обстоятельств, препятствующих участию кандидатов в разбирательстве данного дела, и принятию решений об отводе.
Для этого сторонам предоставляется возможность задать каждому из оставшихся в списке кандидатов вопросы с целью выяснения и уточнения названых обстоятельств. Начинает такой опрос сторона защиты. После его завершения под руководством председательствующего происходит обсуждение всех кандидатов в последовательности, определенной предварительным списком. По итогам обсуждения каждая из сторон может заявить неограниченное количество мотивированных письменных ходатайств об отводе кандидатов, в отношении которых выявлены, по мнению стороны, обстоятельства, препятствующие участию в разбирательстве данного дела.
Председательствующий, не оглашая эти ходатайства, принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства или о его удовлетворении и исключении соответствующего кандидата из предварительного списка. Свое решение он доводит до сведения сторон и предлагает кандидату, исключенному из списка, покинуть зал судебного заседания.
Если в результате таких действий в предварительном списке останется менее 18 человек, то председательствующий должен дать поручение секретарю судебного заседания либо своему помощнику об отборе описанным выше способом из запасного списка кандидатов в присяжные заседатели*(316) дополнительное их количество для включения в предварительный список.
Четвертая группа действий (заявление немотивированных отводов кандидатам в присяжные заседатели) может быть начата, если в предварительном списке после рассмотрения самоотводов кандидатов и заявленных им сторонами мотивированных отводов остается 18 и более фамилий кандидатов. Заявить немотивированные отводы вправе лишь государственный обвинитель, обвиняемый или его защитник. Сделать это может "каждый участник дважды" (п. 2 ч. 5 ст. 327 УПК). Но количество может быть и увеличено: как сказано в ч. 16 ст. 327 УПК, "если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов".
Такой отвод заявляется путем вычеркивания государственным обвинителем, подсудимым или его защитником из врученных им в начале судебного заседания списков явившихся кандидатов фамилий тех из них, которые подлежат отводу. Откорректированные таким образом списки передаются председательствующему без оглашения фамилий вычеркнутых кандидатов в присяжные заседатели. Эти списки, как и письменные мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей, приобщаются к материалам уголовного дела.
Первым немотивированные отводы заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения. После стороны обвинения действовать начинает обвиняемый или по согласованию с ним его защитник. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.
Пятая группа действий по формированию коллегии присяжных заседателей предназначена для отбора из числа неотведенных кандидатов тех из них, которым поручается разбирательство данного уголовного дела по существу.
Такие действия по указанию председательствующего совершаются секретарем судебного заседания или помощником судьи. Используя список, по которому велся отбор, кто-то из них составляет список неотведенных кандидатов с указанием их фамилий в той последовательности, в которой они были расположены в предварительном списке и списке явившихся кандидатов. Первые 14 из них включаются в протокол судебного заседания, и председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая причин исключения из списка тех кандидатов, которые в него (в протокол судебного заедания) не попали.
Первые 12 из кандидатов, фамилии которых включены в протокол судебного заседания, образуют состав коллегии присяжных заседателей, а остальные 2 должны будут выполнять роль запасных присяжных заседателей.
Если в силу каких-то причин в списке присяжных, включаемом в протокол судебного заседания, окажется менее 14 фамилий, то председательствующий должен поручить секретарю судебного заседания или своему помощнику произвести отбор дополнительного количества кандидатов в присяжные заседатели из запасного списка. Решение о включении этих кандидатов в состав коллегии присяжных решается с соблюдением процессуальных правил, описанных выше.
По окончании отбора нужного количества кандидатов в присяжные заседатели стороны, изучив в целом их (кандидатов) персональный состав, вправе сделать заявление о том, что с учетом особенностей рассматриваемого уголовного дела данная коллегия присяжных будет неспособна вынести объективный вердикт, т.е. проявит тенденциозность (см. ч. 1 ст. 330 УПК). Такое заявление председательствующий рассматривает в совещательной комнате. При признании заявления обоснованным выносится постановление о признании состава присяжных тенденциозным и его роспуске. В таком случае формирование коллегии присяжных должно быть начато сначала (см. ч. 3 ст. 330 УПК).
Шестая группа действий завершает формирование состава коллегии присяжных заседателей и в целом всю подготовительную часть судебного разбирательства, проводимого с участием присяжных. К ним могут быть отнесены:
выборы старшины присяжных, на которого возлагается (см. ч. 2 ст. 331 УПК) руководство ходом совещания присяжных заседателей, по их поручению обращение к председательствующему с вопросами и просьбами, оглашение поставленных судом вопросов, фиксация в вопросном листе ответов на них, подведение итогов голосования, оформление вердикта и по указанию председательствующего провозглашение его в судебном заседании. Избирают его в совещательной комнате открытым голосованием и большинством голосов 12 присяжных заседателей, вошедших в состав коллегии;
принятие присяги, текст и порядок принятия которой предусмотрены в ст. 332 УПК.
Подготовительная часть судебного разбирательства в суде присяжных заканчивается еще одним выступлением председательствующего, в котором он разъясняет присяжным их права и обязанности при разбирательстве дела и предупреждает об ответственности за несоблюдение обязанностей.



.::Содержание::.