Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 5. Меры по подготовке судебного заседания

Подготовка к судебному заседанию (судебному разбирательству) не сводится только к совершению судьей действий и принятию решений, о которых сказано в предыдущих параграфах данной главы учебника. Для того, чтобы постановление о назначении судебного заседания сыграло свою роль, его предписания должны быть реализованы. А этого можно добиться путем выполнения конкретных действий, совершаемых после вынесения судьей соответствующего постановления.
В УПК действия подобного рода именуются мерами по подготовке судебного заседания (см. ст. 232). Некоторые из таких действий названы конкретно в ч. 4 ст. 231, ст. 232 и 233 УПК. В них речь идет об извещении сторон (не менее чем за 5 суток) о месте, дате и времени судебного заседания, о вызове в это заседание лиц, указанных в постановлении судьи о назначении судебного заседания, о сроке, в течение которого должно быть начато судебное заседание (как правило, не позднее 14 суток, а по делам, рассматриваемым с участием присяжных, - не позднее 30 суток с момента вынесения постановления о назначении судебного заседания), а также о том, что судебное заседание не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения подсудимому копии обвинительного заключения или обвинительного акта.
Но этим не исчерпывается все то, что нужно фактически сделать для обеспечения условий, в которых судебное разбирательство пройдет своевременно и организованно. В УПК, к примеру, не сказано о том, как должен быть обеспечен доступ к вещественным доказательствам, особенно в случаях, когда они не хранятся вместе с уголовным делом в суде, чту нужно сделать для того, чтобы поддерживался порядок во время судебного заседания, чтобы подсудимый, находящийся в следственном изоляторе, был доставлен вовремя, к началу судебного заседания, чтобы судья, который будет председательствовать при разбирательстве дела, своевременно получил информацию о явившихся и не явившихся лицах, вызванных для участия в судебном заседании, и т.д.
Важным подспорьем в осуществлении этих и иных подготовительных действий являются ведомственные нормативные акты и рекомендации. К их числу можно отнести прежде всего издаваемые для судов различных звеньев инструкции по делопроизводству, в частности, упоминавшуюся выше Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ 29 апреля 2003 г. N 36 (далее - Инструкция по судебному делопроизводству).
Предписания по вопросам подготовки уголовных дел к слушанию в судебных заседаниях содержатся и в других ведомственных актах - Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами, действующей с 18 октября 1989 г. N 34/15; Инструкции о порядке исполнения распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденной приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. N 226*(308), и др.
Существенным своеобразием обладают подготовительные действия в тех случаях, когда намечается разбирательство дела с участием присяжных заседателей.
Проявляется оно прежде всего в специфике действий, которые должны совершаться аппаратом суда, судьями и их помощниками в связи с отбором кандидатов в присяжные из имеющихся списков. В частности, ст. 326 УПК предписывает, чтобы после вынесения постановления о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания судья, который будет председательствовать в судебном заседании, дал секретарю судебного заседания или своему помощнику распоряжение об отборе путем случайной выборки (о такой выборке см. § 9.2 следующей главы учебника) кандидатов в присяжные заседатели из составленного в соответствии с Законом о присяжных заседателях и находящегося в суде общего списка. При этом должно проверяться наличие обстоятельств, препятствующих участию в рассмотрении данного дела отбираемых таким образом лиц, в том числе должно быть проверено, не привлекается ли данное лицо к участию второй раз в течение истекшего года.
По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. Фамилии кандидатов вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка. Им не позднее чем за 7 суток должно быть направлено извещение с указанием даты и времени прибытия в суд.
Аппарат суда, кроме того, должен позаботиться о надлежащем приеме кандидатов в присяжные с учетом того, что это люди, съезжающиеся из разных населенных пунктов республики, края (области), нередко весьма отдаленных от города, где находится соответствующий суд: нужно организовать своевременную выплату им на основании ст. 11 Закона о присяжных заседателях компенсационного вознаграждения, командировочных и транспортных расходов, а также позаботиться о питании, устройстве в гостиницы и т.п.



.::Содержание::.