Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3.4. Орган дознания

К участникам уголовного судопроизводства такого рода отнесены (ч. 1 ст. 40 УПК):

1) органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Как отмечено выше (см. § 1 гл. 1 учебника), такими полномочиями обладают оперативные подразделения: органов внутренних дел; Федеральной службы безопасности РФ; Федеральной службы охраны РФ; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной таможенной службы; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний; органов внешней разведки*(149) Министерства обороны РФ;
2) Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной службы.
На перечисленные органы дознания возложены следующие процессуальные полномочия: возбуждение уголовных дел; дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно; производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно; выполнение письменных поручений следователя об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также отдельных следственных действий и исполнении постановлений о задержании, приводе и др.; поддержание по поручению прокурора государственного обвинения в суде.
В ст. 40 УПК, определяющей круг органов дознания и их основные полномочия, названы также:
капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании (по уголовным делам о преступлениях, совершенных на таких судах);
руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения названных выше органов дознания (по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок);
главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий соответствующих представительств и учреждений).
Эти должностные лица по уголовным делам указанных категорий уполномочены принимать лишь решения о возбуждении уголовных дел и производить по ним неотложные следственные действия, т.е. осуществлять далеко не все действия, которые допускаются при предварительном расследовании в форме дознания. Поэтому их можно было бы называть органами дознания с ограниченной компетенцией.
Осуществляемое в полном объеме дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Помимо общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность не является дознанием. Она относится к самостоятельной функции органов дознания, предусмотренной уголовно-процессуальным и иным законодательством, в частности, упомянутым Законом об оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскные действия вместе с действиями, проводимыми при осуществлении дознания и предварительного следствия, направлены в конечном счете на борьбу с преступностью. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в разных правовых режимах, проявляющихся в следующем:
различна правовая база их производства, поскольку следователь и дознаватель действуют на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании Конституции РФ, Закона об оперативно-розыскной деятельности, других законов и ряда подзаконных актов;
различны пределы производства этих действий, поскольку следственные действия проводятся только после возбуждения уголовного дела, а оперативно-розыскные действия могут производиться и до возбуждения дела;
различны результаты этих действий, поскольку в ходе следственных действий могут быть получены доказательства, а в ходе оперативно-розыскных действий - лишь сведения о фактах, которые могут стать доказательствами только после закрепления их процессуальным путем.



.::Содержание::.