Одно из условий неприкосновенности границы - ее точное обозначение. В соответствии со ст. 6 Закона о Государственной границе государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками, описание и порядок установки которых определяются международными договорами РФ и решениями Правительства РФ. Незаконные действия с этими знаками создают обстановку неопределенности, порождают пограничные споры и способствуют нарушениям неприкосновенности границ.
Объективная сторона преступления заключается в изъятии, перемещении или уничтожении пограничных знаков.
При изъятии или уничтожении предмет перестает выполнять функции пограничного знака, при перемещении он продолжает выполнять эту роль, но в другом месте. В последнем случае не имеет значения, в пользу какого государства произошло изменение границы.
С субъективной стороны деяние совершается только с прямым умыслом и специальной целью противоправного изменения Государственной границы РФ.
Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.
В ч. 2 ст. 323 квалифицирующим обстоятельством является наступление тяжких последствий. К ним относятся возникновение международного пограничного конфликта, крупный материальный ущерб, незаконное пересечение границы, соединенное с контрабандой оружия, и т.д.
Деяние, предусмотренное ч. 1, - преступление небольшой тяжести, а ч. 2 - преступление средней тяжести.
Итак, уголовно-правовая охрана Государственной границы заключается в установлении уголовной ответственности за ее незаконное пересечение (кроме использования права политического убежища и состояния крайней необходимости) и противоправное изменение.