3. Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318)

Объективная сторона заключается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения любого насилия (ч. 1 ст. 318) или же в применении насилия, опасного для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318). Угроза либо насилие, не опасное или опасное для жизни или здоровья, имеют такое же содержание, что и в составах насильственного грабежа (п. "г" ч. 2 ст. 161) или разбоя (ст. 162).
Особенность состава в том, что неправомерные действия в отношении представителя власти должны быть связаны с исполнением им своих должностных обязанностей. Подобная связь имеется, когда запугивание или насилие используются для воспрепятствования исполнению служебных обязанностей, либо на почве мести за совершенные служебные действия, либо в связи с нахождением потерпевшего на службе в органах власти.
Конкретные способы совершения преступления могут быть разнообразными. Одним из часто встречающихся, особенно в отношении работников милиции, является насильственное сопротивление. К нему относится активное противодействие осуществлению представителем власти полномочий, которыми он наделен в связи с исполнением своих служебных обязанностей, сопряженное с применением силы (нанесение ударов, побоев, причинение вреда здоровью и т.д.). Сопротивление оказывается, как правило, при попытке представителя власти предотвратить либо прекратить неправомерные действия, при задержании правонарушителя и т.д. Однако насилие не всегда связано с сопротивлением, оно может применяться и в других случаях - с целью принудить представителя власти отказаться от выполнения служебного долга и т.д.
Не образует объективную сторону данного состава неправомерное поведение в отношении представителей власти, не сопровождавшееся угрозами либо насилием, например бездействие, выразившееся в неподчинении законным распоряжениям. Простое неповиновение влечет применение мер принуждения; за злостное неповиновение распоряжению или требованию работника милиции предусмотрена административная ответственность (ст. 19.3 КоАП).
Важным моментом, характеризующим анализируемый состав, является правомерность действий представителей власти. Необходимость устанавливать это обстоятельство специально подчеркнута в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР "О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка". Преступления могут считаться направленными против порядка управления только тогда, когда они были ответной реакцией на законные действия представителей власти. Если же поведение последних было незаконным, то противодействие им не может считаться посягающим на нормальную работу органов управления и либо расценивается как преступление против личности, либо вообще не признается преступным, например, когда насилие к представителям власти было применено в состоянии необходимой обороны (ст. 37).
Милиционеры И. и З. остановили шедшего по улице Б. и потребовали предъявить документы. Б. ответил, что документы находятся в соседнем доме. На предложение милиционеров идти в отдел Б. ответил отказом, а при попытке доставить силой оказал сопротивление, за что и был осужден. Верховный Суд СССР приговор отменил и дело прекратил, указав, что действия работников милиции были неправомерными, поэтому оказанное им сопротивление не может считаться преступлением <*>. Аналогичные решения были приняты по ряду других дел <**>.
--------------------------------
<*> БВС СССР. 1968. N 4. С. 26 - 28.
<**> БВС РСФСР. 1972. N 1. С. 6; 1987. N 9. С. 5.

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом, в содержание которого входит осознание того, что действие совершается против представителя власти или его близких.
Анализируемый состав является разновидностью преступлений против здоровья, совершаемых при квалифицирующем обстоятельстве - в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности. Такие квалифицированные виды содержатся в составах причинения тяжкого вреда здоровью (п. "а" ч. 2 ст. 111), вреда здоровью средней тяжести (п. "б" ч. 2 ст. 112), истязания (п. "б" ч. 2 ст. 117). Отличие указанных норм от ст. 318 состоит в том, что в них речь идет о преступлениях против любых лиц, осуществляющих служебную деятельность, а в нормах ст. 318 - только против представителей власти. Поэтому при квалификации предпочтение отдается ст. 318. Исключение составляют лишь причинение тяжкого вреда здоровью при особо квалифицирующих обстоятельствах, указанных в ч. 3 и 4 ст. 111, когда содеянное квалифицируется по этой статье, поскольку ее санкция строже, чем в ч. 2 ст. 318.
Деяние, описанное в ч. 1, - преступление средней тяжести, в ч. 2 - тяжкое преступление.