Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. Общая характеристика

Управленческая деятельность органов власти осуществляется специально на то уполномоченными должностными лицами, в том числе представителями власти. Уголовно-правовое регулирование, связанное с их правовым статусом, отличается двумя особенностями. С одной стороны, государственная власть предъявляет повышенные требования к своим представителям и предусматривает более строгую их ответственность за неправомерные действия, совершенные с использованием служебных полномочий, по сравнению с реакцией на аналогичные поступки других граждан (соответствующие составы находятся в гл. 30). С другой стороны, законодательство предусматривает усиленную охрану представителей власти, что выражается в применении специальных мер безопасности по их охране и более суровой ответственности за некоторые действия против них по сравнению с такими же посягательствами на рядовых граждан. Последние виды деяний относятся к преступлениям против порядка управления.
Особенность общественной опасности анализируемых деяний в том, что они нарушают нормальную работу органов власти путем воздействия на их представителей определенными способами и тем самым препятствуют осуществлению властных полномочий. Кроме того, подобные действия подрывают авторитет власти и ее представителей в глазах населения. Поэтому основным объектом является нормальная деятельность органов власти по осуществлению их функций, а дополнительными - личная безопасность, жизнь, здоровье, честь и достоинство представителей власти, их близких, а в некоторых случаях также иных лиц.
В большинстве преступлений данной группы в качестве потерпевших указаны представители власти, сотрудники правоохранительных и контролирующих органов. В соответствии с примечанием к ст. 318 представителем власти признается должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, основной признак представителя власти - обязательность его распоряжений для всех граждан, в том числе не подчиненных ему по службе.
Перечень должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов приводится в ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". К ним отнесены: прокуроры, следователи, лица, производящие дознание и осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сотрудники органов внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции, государственной охраны, контрольных органов Президента РФ и глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов охотничьего надзора, рыбоохраны, лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора и некоторые другие. Потерпевшими признаются также близкие представителя власти.
Объективная сторона заключается в совершении деяний, которые препятствуют представителям власти осуществлять служебные функции путем посягательства на жизнь, применении насилия, угроз, разглашении сведений о мерах безопасности, нанесении оскорблений. Более подробная характеристика способов дается при анализе конкретных составов.
Субъективная сторона всех преступлений анализируемой группы характеризуется умыслом, в содержание которого входит осознание того, что действия совершаются против представителя власти или иного лица, указанного в качестве потерпевшего в соответствующем составе; при отсутствии такого осознания ответственность наступает за преступление против личности.
Субъектом может быть любое лицо, достигшее 16 лет и обладающее вменяемостью.