Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

Важным условием нормального функционирования общества является управление людьми, осуществляемое властными органами и их работниками - должностными лицами, в том числе представителями власти. В процессе управленческой деятельности возникают многообразные отношения, которые можно разделить на две группы: внутренние отношения в органах управления и отношения органов управления с гражданами. Все преступления, посягающие на эти отношения, являются преступлениями против государственной власти (разд. X), однако в первом случае речь идет о преступлениях против интересов государственной службы (гл. 30), а во втором - против порядка управления (гл. 32). Поэтому основным объектом группы деяний, предусмотренной гл. 32, признается нормальная деятельность органов государственного управления в той ее части, в которой указанными деяниями нарушаются отношения между этими органами и гражданами.
Еще одно отличие между сопоставляемыми главами заключается в том, кто выступает в роли нарушителя: субъектами составов гл. 30 являются должностные лица, а гл. 32 - граждане, не обладающие полномочиями в сфере управления.
Таким образом, преступления против порядка управления - это посягательства на управленческие отношения, совершенные гражданами, не являющимися субъектами управления.
Весьма близкими к этим преступлениям являются административно-правовые деликты, о чем свидетельствует частое перемещение правонарушений из уголовного права в административное и наоборот. О тесной связи между этими отраслями свидетельствует наличие в КоАП специальной гл. 19, предусматривающей ответственность за посягательства на порядок управления, которые отличаются от соответствующих преступлений главным образом степенью опасности. Например, в обоих кодексах есть ответственность за самоуправство, которое в зависимости от того, был ли причиненный вред существенным, признается либо преступлением (ст. 330 УК), либо проступком (ст. 19.1 КоАП).
Из-за широты понятия "порядок управления" возникают трудности при классификации норм данной главы. Наиболее целесообразной представляется классификация, основанная на объектах посягательства - составных частях порядка управления, условиях нормального функционирования его механизма. Такая классификация выглядит следующим образом:
1) посягательства на представителей власти:
посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317);
применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318);
оскорбление представителя власти (ст. 319);
разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320);
дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321);
2) посягательства на неприкосновенность Государственной границы:
незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322);
противоправное изменение Государственной границы (ст. 323);
3) посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами:
приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324);
похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325);
подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326);
подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327);
изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия или их использование (ст. 327.1);
4) посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы:
уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328);
5) посягательства на авторитет государства:
надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329);
6) посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав:
самоуправство (ст. 330).

Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления по выполнению ими управленческих функций, совершаемые гражданами (частными лицами). Эти деяния отличаются от преступлений против интересов государственной службы главным образом по субъекту, а от административных правонарушений - по степени общественной опасности.