Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


5. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2)

Согласно Бюджетному кодексу РФ государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами фондов. В настоящее время в состав государственных внебюджетных фондов входят Пенсионный фонд РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. По своему правовому статусу названные фонды являются государственными финансово-кредитными учреждениями.
Преступным, согласно ст. 285.2 УК, является расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, т.е. в сумме, превышающей 1,5 млн. руб.
Основным объектом посягательства являются интересы нормальной деятельности управленческих аппаратов государственных внебюджетных фондов. Имея в виду цели деятельности данных фондов и направления финансирования за счет принадлежащих им средств, следует отметить, что нецелевое расходование этих средств нарушает и другие государственные и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан.
Преступлением признается сам факт расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фондов, и бюджетам этих фондов, в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размерах. Какие-либо иные последствия для ответственности не требуются. Особо крупный размер нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов определяется суммой, превышающей 7,5 млн. руб. Преступление может иметь продолжаемый характер.
Субъектом преступления является должностное лицо государственного внебюджетного фонда, работающее как в центральном аппарате фонда, так и в его территориальных отделениях (органах, филиалах) и обладающее административно-хозяйственными полномочиями по распоряжению средствами фонда.
Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что расходует средства государственного внебюджетного фонда на цели, которые не соответствуют условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фонда, и его бюджету, и желает сделать это. Мотивы, которыми при совершении деяния руководствовалось должностное лицо, и преследуемые им цели могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

Составы преступлений, включенных в гл. 30, характеризуются общностью объекта, каковым является нормальная деятельность публичного аппарата управления (интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления).
Субъектом большинства этих преступлений является должностное лицо, понятие которого раскрыто непосредственно в уголовном законе. Наиболее опасным из числа преступлений против интересов службы считается взяточничество, являющееся характерным и распространенным проявлением коррупции.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите преступления, отнесенные законодателем к числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
2. Какие из этих преступлений относятся к преступлениям с материальным составом? Дайте характеристику последствий в преступлениях против интересов службы с материальным составом.
3. Чем отличается субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления от субъекта преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях?
4. Назовите отличительные признаки представителя власти как субъекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
5. Каково содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций должностного лица?
6. Каковы особенности субъекта присвоения полномочий должностного лица и служебного подлога?
7. В составах каких преступлений, описанных в гл. 30, мотив является обязательным элементом? Дайте характеристику этим мотивам.
8. Чем отличается злоупотребление должностными полномочиями от превышения должностных полномочий?
9. Что является предметом получения и дачи взятки?
10. С какого момента получение взятки и дачу взятки следует считать оконченными преступлениями?
11. Дайте характеристику действиям (бездействию) должностного лица, за которые ему передается взятка.
12. Перечислите квалифицирующие признаки в составах получения и дачи взятки.
13. При каких обстоятельствах лицо, давшее взятку, подлежит освобождению от уголовной ответственности?
14. Дайте характеристику субъективной стороны состава халатности.