Warning: include(/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/001.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 3

Warning: include(/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/001.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 3

Warning: include(): Failed opening '/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/001.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-7.0/lib/php') in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 3
Превышение должностных полномочий (ст. 286)
Warning: include(/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/002.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 5

Warning: include(/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/002.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 5

Warning: include(): Failed opening '/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/002.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-7.0/lib/php') in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 5

2. Превышение должностных полномочий (ст. 286)

Превышение должностных полномочий определено как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В 2002 г. было зарегистрировано 5,4 тыс. преступлений по ст. 286 УК.
Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. Дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.
Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах). Поэтому для того, чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, необходимо выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.
В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие:
1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;
2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе;
3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.
Помимо действия, явно выходящего за пределы прав и полномочий, предоставленных законом должностному лицу, обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.
Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.
Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.
Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые "интересы дела" и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.
Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286).
Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) закон считает деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 данной статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3, хотя нередко они наличествуют одновременно.
Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.
Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении должностным лицом потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении его жизни, незаконном лишении свободы. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий - это угроза совершения вышеназванных действий.
Квалификацией по ч. 3 ст. 286 охватываются причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 111, а также убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3, 4 ст. 111 или 105.
Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или 114. Такое решение вытекает из положений ст. 37, где сказано, что право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.
Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство превышения должностных полномочий имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование поражающих свойств этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность, и к тому же создавалась реальная опасность для его жизни или здоровья.
Ответственности за превышение полномочий с применением оружия подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье оружие) или специальные средства. К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т.д., состоящие на вооружении органов милиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, и др.
При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Условия и пределы применения огнестрельного оружия или специальных средств определены в Федеральных законах "О милиции", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О государственной охране", "О федеральной службе безопасности" и др.
Тяжкие последствия превышения должностных полномочий принято понимать так же, как тяжкие последствия злоупотребления должностными полномочиями. Они в данном случае причиняются с прямым или косвенным умыслом. Возможны, однако, случаи, когда вина должностного лица, превысившего свои полномочия, по отношению к квалифицирующим тяжким последствиям является неосторожной.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести, при наличии квалифицирующих обстоятельств - к тяжким преступлениям.



Warning: include(/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/003.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 38

Warning: include(/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/003.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 38

Warning: include(): Failed opening '/home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www//files/003.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-7.0/lib/php') in /home/host1748364/lawtoday.ru/htdocs/www/razdel/biblo/ugol-prav/osoben/237.php on line 38