Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


2. Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284)

Объективная сторона преступления включает три элемента:
нарушение установленных правил обращения с документами или предметами;
их утрату и наступление тяжких последствий;
причинную связь между ними.
Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение, использование, перевозка, пересылка и т.д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи этих сведений в различных ситуациях: органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям (ст. 16), в связи с выполнением совместных и других работ (ст. 17), другим государствам (ст. 18). Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего, ведомственного и локального значения, издаваемых с учетом особенностей работы в той или иной отрасли, организации и т.д.
Состав преступления, предусмотренного ст. 284, материальный, его конструктивными признаками являются утрата документа или предмета и наступление тяжких последствий.
Под утратой понимается выход документа (предмета) из владения лица или организации, у которых он должен находиться, что чаще всего происходит при утере или хищении. В результате утраты появляется возможность использования предмета (документа) посторонними лицами. Поэтому данного состава не будет, если документ (предмет) оказался уничтоженным и ознакомиться с ним нельзя - в подобных случаях речь может идти о других деяниях, например халатности (ст. 293), уничтожении имущества по неосторожности (ст. 168) и др. Понятие тяжких последствий не отличается от аналогичного в составе разглашения государственной тайны (ст. 283). При их отсутствии наступает не уголовная, а иная (например, дисциплинарная) ответственность.
Субъект преступления специальный - лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Наличие допуска является достаточным признаком субъекта; в отличие от ст. 283 в анализируемом составе нет указания на то, что тайна была доверена или стала известна по службе, однако это и не требуется, ибо только такие лица могут нарушить правила обращения с вверенными им документами (предметами).
С субъективной стороны нарушение правил обращения с документами может быть как осознанным, так и неосознанным, однако вина к утрате и тяжким последствиям, по прямому указанию закона, выступает только в форме неосторожности.
Утрата отличается от разглашения по объективной стороне: в первом случае документ (предмет) выходит из владения лица или организации, во втором - его содержание разглашается, но сам он из владения не выходит. Отличие по субъективной стороне заключается в том, что разглашение может совершаться только умышленно, а утрата - лишь по неосторожности.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести.

Таким образом, преступления данной группы посягают на внешнюю безопасность, обороноспособность и другие интересы государства в сфере сохранности государственной тайны и заключаются в разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих государственную тайну, совершенных специальными субъектами.

Контрольные вопросы и задания

1. Сопоставьте диспозиции ст. 275 и 283 и определите, чем отличается выдача государственной тайны как вид государственной измены от разглашения государственной тайны как самостоятельного преступления.
2. Проанализируйте примечание к ст. 275 и определите, является ли указанное в нем поведение добровольным отказом (ст. 31), и если нет, то чем оно похоже на добровольный отказ и чем отличается от него.
3. Сопоставьте диспозиции ст. 281, 205, ч. 2 ст. 167 и определите, что в них общего и чем они различаются между собой.
4. Проанализируйте диспозицию ст. 277 и определите, чем это деяние отличается от ст. 205 и п. "б" ч. 2 ст. 105.
5. Сопоставьте диспозиции ст. 280, 282, 282.1 и 282.2 и определите сходства и различия между ними.
6. Проанализируйте диспозицию ст. 283 и определите, подлежит ли ответственности по этой либо какой-либо другой статье УК лицо, которое случайно (не в связи с работой) узнало сведения, составляющие государственную тайну, и сообщило их своим знакомым.