Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


13. Загрязнение морской среды (ст. 252)

Защита вод Мирового океана - глобальная проблема человечества. Загрязнение морской среды во многих районах океана достигло такого масштаба, что он утратил способность к самоочищению и самовосстановлению живых ресурсов.
Объект преступления - экологическая безопасность и отношения в сфере охраны вод и живых ресурсов моря.
Безопасные условия пользования морскими водами зафиксированы в ряде международных договоров, участниками которых является Россия:
Женевской конвенции об открытом море 1958 г.;
Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.;
Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. и др.
В соответствии с ними страны - участницы соглашений установили в национальном законодательстве перечни запрещенных к сбросу в океан веществ, нормы их допустимой концентрации в сбрасываемых смесях и ответственность за загрязнение вод внутренних и иных морей.
В Российской Федерации защита и охранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря регламентируются также ст. 32 - 38 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <*>, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и другими актами.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

Местом совершения преступления является морская среда: внутренние моря РФ, территориальное море, открытое море.
Открытое море - это часть моря, на которую не распространяется юрисдикция никакого государства. Оно не входит ни в территориальные воды, ни во внутренние воды какого-либо государства. Режим его использования определяется нормами международного права.
Понятия внутренних морских и территориальных вод определены в ст. 5 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" и ст. 14, 15 Водного кодекса РФ. К внутренним морским водам относятся внутренние моря, морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов и проливов, ограниченные пределами, определенными системой отсчета, указанной в ст. 5 названного Закона.
Географически внутренние моря - это моря, глубоко вдающиеся в сушу и сообщающиеся с океаном или прилегающими к морю проливами. В зависимости от гидрологического режима они делятся на межматериковые (Средиземное, Красное) и внутриматериковые (Черное, Белое, Балтийское). Внутренние моря не следует путать с озерами, которые вследствие большой величины зачастую обозначают как море (Каспийское, Аральское), или водохранилищами (Московское море, например).
Территориальные воды РФ включают прибрежные морские воды шириной 12 миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях ширина территориальных вод устанавливается международными договорами.
Предмет преступления - воды внутренних морей, территориальные воды, воды открытого моря, а также живые ресурсы моря: рыбы, млекопитающие, планктон, растительность и др.
Не могут быть предметом данного преступления иные воды: рек, озер, водохранилищ и т.д. (см. ст. 250).
В качестве источников загрязнения выступают береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения. Береговые источники - это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше. Если из находящегося на суше источника загрязнена река, впадающая в море, и как следствие - воды моря, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности ст. 250 и 252.
Под транспортными средствами понимается любое морское транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное); другие плавучие средства - технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов морских и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные судна (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами либо совершающие на них посадку).
Искусственно возведенные в море сооружения - это стационарные технические сооружения, предназначенные для работ в море (платформы, буровые установки), а также причалы, маяки и т.п.
Ответственность за загрязнение вод открытого моря распространяется только на российские суда и иные указанные в законе технические объекты и сооружения.
Объективная сторона преступления выражается в действии (незаконный сброс или захоронение загрязняющих веществ с перечисленных в законе источников) или бездействии (непринятие мер по предотвращению сброса загрязняющих веществ).
Загрязнение - это сброс или поступление иным способом в море, а также образование в его водах вредных веществ, которые ухудшают качество вод моря, ограничивают использование или негативно влияют на состояние его обитателей, растительности, дна и берегов.
В качестве средств загрязнения в законе названы вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря либо способные воспрепятствовать правомерному использованию морской среды вещества и материалы.
Сброс считается законченным, если в море утапливаются вещества и материалы, сброс которых недопустим ни при каких обстоятельствах, либо иные вещества в количестве, превышающем допустимые нормы, либо на расстоянии от берега менее установленного предела, либо в местах, запрещенных для сброса, либо без соответствующей защиты.
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. утверждены Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1287.

В качестве загрязняющих веществ следует рассматривать и радиоактивные материалы в твердом или жидком состоянии. В случае, если они перед этим незаконно приобретались, хранились, использовались, кому-либо передавались или разрушались, содеянное следует также квалифицировать по совокупности со ст. 220.
Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов, в том числе при их захоронении, изложены в общей форме в ст. 48, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Захоронение, в отличие от сброса, предполагает погружение в воду вредных веществ и материалов, предварительно помещенных в какую-либо емкость (контейнер, бочку, затапливаемое судно), либо закапывание их в недрах морского дна, либо помещение в складки рельефа дна (щели, впадины, каньоны и т.п.).
Под воспрепятствованием правомерному использованию морской среды понимается, например, загрязнение зон отдыха, пляжей нефтью, уничтожение, повреждение мест выращивания моллюсков, уничтожение рыбных запасов, порча вкусовых качеств рыбы, препятствующая использованию ее в пищу, повреждение или уничтожение плантаций морских промысловых водорослей и тому подобные деяния, делающие невозможным либо затрудняющие пользование морской средой.
Окончено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 252, с момента загрязнения морской среды. Состав преступления формальный, наступления последствий для квалификации его как оконченного не требуется. Фактически они могут иметь место, но не должны относиться к разряду существенного вреда.
Квалифицированные виды преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 252, содержат материальные составы. Между деяниями и наступившими последствиями необходимо установить наличие причинной связи.
Существенным вредом следует считать возникновение хотя бы одного из заболеваний людей, которые относятся к разряду тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, массовую гибель рыбы или иных живых ресурсов моря, такое загрязнение зон отдыха, мест обитания и разведения животных, которое делает невозможным их дальнейшее использование без существенных затрат на восстановление качества природной среды. Оценивая размеры вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации загрязнения, и т.п.
Методики подсчета ущерба, применяющиеся при оценке вреда, указывались при рассмотрении ст. 250.
Содержание субъективной стороны преступления аналогично рассмотренному при анализе ст. 250.
Субъектом преступления могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах РФ иностранного судна или иного плавучего средства либо работники платформы или иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ, командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий, учреждений, независимо от формы собственности, и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды. Ответственность законом предусмотрена с 16 лет.
Ответственность недолжностных лиц не исключается и в тех случаях, когда они, выполняя распоряжение должностного лица либо руководителя негосударственной организации, сознавали, что ими причиняется вред природной среде, а отданное распоряжение незаконно. Должностные лица или руководители коммерческих или иных негосударственных организаций, выполняющие управленческие функции, которые дают распоряжения о сбросе или захоронении вредных веществ в море, при наличии в их действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями и полномочиями лица, выполняющего управленческие функции, в негосударственной организации, несут ответственность за загрязнение вод моря и соответственно по ст. 285 или 201 <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 1999. N 1. С. 3.

Преступление, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 252, относится к категории небольшой тяжести, а ч. 3 - средней тяжести.

Название "Специальные виды экологических преступлений", введенное автором, несколько условно. Оно лишь подчеркивает, что эти преступления (в отличие от преступлений общего характера) посягают на конкретно определенный в законе ресурс природы и соответственно на конкретные, связанные с ним общественные природоохранительные отношения и отношения природопользования.
По объекту и предмету посягательства специальные экологические преступления делятся на виды, а также отличаются от иных сходных с ними преступлений (против личности, против здоровья населения, государственных интересов, против мира и безопасности человечества и др.).
Лишь одно из экологических преступлений относится к тяжким (ч. 2 ст. 261). Однако общественную опасность всех экологических преступлений не следует преуменьшать, ибо она определяется тем, что данные преступления в совокупности подрывают биологические основы существования человека и всего живого на Земле, ведут к самоуничтожению людей.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается принципиальное отличие содержания гл. 26 УК 1996 г. от системы преступлений экологического характера в УК 1960 г.?
2. Обрисуйте содержание экологической проблемы в Российской Федерации и роль уголовного права в ее решении.
3. Определите родовые и видовые признаки составов экологических преступлений и сформулируйте их понятие.
4. Проанализируйте составы преступлений, предусмотренные ст. 188, 191, 192, 215, 220, 236, 237, 243, 245, 358, и покажите их отличие от экологических преступлений.
5. Изложите классификацию экологических преступлений.
6. Проанализируйте составы экологических правонарушений и покажите, какие из норм УК, на ваш взгляд, нуждаются в совершенствовании. Аргументируйте свое мнение.
7. Соотнесите основные составы экологических преступлений с положениями ч. 2 ст. 24. Сделайте вывод о содержании субъективной стороны этих составов.
8. Покажите особенности диспозиций статей УК об ответственности за экологические преступления.
9. Изучите рекомендованную литературу и дайте краткую криминологическую характеристику экологических преступлений: распространенность, латентность, структура экологической преступности, тенденции в применении норм уголовного права.
10. Каковы, на ваш взгляд, причины экологических преступлений и какие меры надлежит применять для их предотвращения?
11. Проведите сравнительный анализ степени общественной опасности преступлений, связанных с незаконным завладением природными ресурсами (незаконным природопользованием) и связанных с причинением вреда природной среде, с учетом отрицательной социальной характеристики этих деяний и санкций соответствующих статей.
12. К какой категории (ст. 15) относит экологические преступления законодатель?
13. Определите предмет экологических преступлений. Покажите, когда природный ресурс переходит в категорию "товар", "имущество", а когда является элементом природной среды.
14. Определите долю преступлений, включенных в гл. 26, состоящих в причинении вреда природной среде путем загрязнения, отравления, производства работ и т.д. Какие выводы вытекают из вашего исследования?
15. На примере составов незаконной охоты, незаконной добычи водных животных и растений, загрязнения вод и атмосферного воздуха покажите, по каким признакам разграничиваются экологические преступления и проступки.