Объект преступления - отношения по охране особо ценных в экологическом плане природных территорий и объектов.
Предмет преступления - сами эти территории и объекты.
Их перечень и правовой режим устанавливается в ряде нормативных актов РФ:
Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
Федеральном законе "Об охране окружающей среды" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Федеральном законе "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <*> и др.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
По смыслу названия ст. 262 УК предметом преступления являются особо охраняемые природные территории и природные объекты. Однако в диспозиции данной статьи понятие "территории" смешивается с понятием "объекты". В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под особой охраной находятся природные объекты, имеющие особое природоохранительное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Для их охраны устанавливается особый правовой режим, а также создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и режим функционирования таких территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством. Особо охраняемые природные территории и объекты составляют общенациональное достояние.
С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых природных территорий устанавливаются следующие их категории:
государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);
национальные парки (федерального значения);
природные парки (субъектов РФ);
государственные природные заказники (федерального и регионального значения);
памятники природы (федерального и регионального значения);
дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);
лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).
Перечисленные особо охраняемые территории и объекты образуют природно-заповедный фонд. Решениями органов государственной власти они изымаются полностью или частично из хозяйственного оборота. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ч. 4, 5 ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут установить и иные формы особо охраняемых природных территорий, в том числе зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, биологические станции, микрозаповедники и т.п.
Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, вода, воздух, животный и растительный мир, недра и др.
С объективной стороны преступление выражается в нарушении действием или бездействием режима особо охраняемых природных территорий, повлекшем причинение значительного ущерба.
Нарушение режима может состоять в проведении работ, уничтожении или повреждении природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении или ином негативном воздействии, несанкционированном посещении и создании фактора беспокойства у птиц и зверей и др.
Например, предприниматель А., действующий на основании незаконно полученной без заключения экологической экспертизы лицензии, с целью добычи щебня срыл 1/3 горы, относящейся к уникально-ландшафтным особо охраняемым объектам, чем причинил значительный ущерб. В его действиях содержится состав преступления, предусмотренный ст. 262.
Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости поврежденных, истребленных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам, их количества и других обстоятельств.
Состав преступления материальный.
Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.
С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью.
Субъект преступления. Ответственность по данной статье несут физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в совершении на территории заповедника или заказника загрязнения вод (ст. 250), незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256), незаконной охоты (ст. 258) и других преступлений, в составах которых заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака, квалифицировать содеянное следует по этим статьям. Однако, если такие деяния повлекли причинение существенного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное следует квалифицировать также по совокупности со ст. 262.
Аналогична квалификация и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий, но эти места не предусмотрены в его составе в качестве обязательного признака, например при загрязнении атмосферы (ст. 251), уничтожении лесов (ст. 261).
Описанное в ст. 262 деяние - небольшой тяжести.
В экологических преступлениях общего характера предмет преступления не конкретизирован: им выступает вся природная среда в целом или ее компоненты либо совокупность ресурсов отдельных территорий (континентального шельфа, исключительной экономической зоны, особо охраняемых территорий и объектов).
Объектом почти всех таких преступлений являются отношения, складывающиеся в сфере обеспечения экологической безопасности населения, охраны и рационального использования совокупности природных ресурсов.
По характеру все они, за исключением незаконной разработки ресурсов континентального шельфа, выражаются в причинении вреда природной среде. Преступления, предусмотренные ст. 246 - 248, могут причинить также вред здоровью человека или повлечь его смерть.
При квалификации таких преступлений необходимо принимать во внимание, что они могут конкурировать с составами конкретных экологических преступлений, более полно описывающими содеянное. По общему правилу применению в таких случаях подлежат специальные (более конкретные) нормы.