Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246)

Объект преступления - отношения по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Предмет - окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов и компонентов антропогенного происхождения (водохранилища, каналы, насаждения и проч.). Здесь следует выделить также потерпевшего - человека. Увеличившиеся за эти годы масштабы антропогенного и техногенного прессинга на окружающую природную среду привели к возникновению в Российской Федерации устойчивой, крайне обостренной экологической ситуации. Сейчас практически невозможно расставить приоритеты в отношении опасности для здоровья людей загрязнений, производимых промышленностью, сельским хозяйством и иной деятельностью человека. Поэтому настоящее преступление имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые иными составами преступлений, содержащимися в главе "Экологические преступления", в противном случае возникает конкуренция общей и специальной нормы и применяется последняя.
В законодательстве об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов имеется значительное число нормативных актов, в которых сформулированы требования к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности. К наиболее важным из них относятся:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133);
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. с последующими изменениями (ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1143; СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6289);
Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069);
Водный кодекс РФ (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471);
Земельный кодекс РФ (СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147);
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222);
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с изменениями от 30 декабря 2001 г. (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2);
Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (ВВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769);
Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (ВВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834);
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" (СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462);
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" с изменениями от 29 декабря 2000 г. (СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21);
Федеральный закон от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141).
В общей форме требования по охране природы при производстве работ нашли отражение в ГК.
С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.
Порядок реализации экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из нее, реконструкции, консервации зданий, сооружений и иных объектов; производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, а также иных веществ и микроорганизмов; обращении с отходами производства и потребления, а равно при осуществлении иной хозяйственной деятельности регламентируется в гл. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Конкретизируются эти требования в законодательстве РФ, ее субъектов, нормативных актов министерств и ведомств, включая нормативно-технические документы Госстроя СССР, которые до разработки российских строительных стандартов и норм будут применяться в той мере, в которой они не противоречат действующему законодательству РФ.
Сформулированные в нормативных актах требования обязательны для исполнения всеми гражданами, равно как и предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности. Касаются они также и предприятий с совместным или иностранным капиталом.
В общем виде эти требования состоят в том, что при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений (в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве), при прокладке линий электропередач, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.
Так, обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка.
В общей форме эти требования изложены в Градостроительном кодексе РФ, в ст. 34, 35, 40, 41, 44 и др. Федерального закона "Об охране окружающей среды", а также в ст. 27, 31 - 33 Земельного кодекса РФ.
При разработке проектов должны быть использованы природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующими правовыми актами предусмотрено также требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации должны быть представлены сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей природной среды последствий.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации <*> перед проведением государственной экологической экспертизы все потенциально опасные виды и объекты хозяйственной деятельности должны подвергнуться такой оценке на стадии подготовки соответствующей обосновывающей документации. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач <**>.
--------------------------------
<*> Утверждено Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372. Зарегистрировано 4 июля 2000 г. за N 2302 // БНА РФ. 2000. N 31. С. 3.
<**> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
В процессе эксплуатации предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.
Отношения в сфере обеспечения радиационной безопасности регулируются Федеральным законом от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения" <*>; Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 18 июня 1992 г. <**>; Нормами радиационной безопасности (НРБ), публикуемыми в специальных сборниках, и иными актами. Для контроля за изменениями радиационного фона Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. введен Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий <***>.
--------------------------------
<*> РГ. 1996. 17 янв.
<**> ВВС РФ. 1992. N 32. Ст. 1861.
<***> СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 688.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускается на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровья человека.
Преступление окончено, если нарушение правил повлекло существенные изменения радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Состав по конструкции материальный. Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь.
Существенным изменение радиоактивного фона будет считаться в величинах, представляющих опасность для здоровья и генетического фонда человека.
Под вредом здоровью человека следует понимать причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.
Понятие "массовая гибель животных" будет дано при рассмотрении ст. 250, 257. Вопрос признания последствий преступления тяжкими решается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
К иным тяжким последствиям можно отнести смерть хотя бы одного человека; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий; причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества природной среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесов и растительности на значительных площадях и т.п.
С субъективной стороны рассматриваемое деяние, как правило, совершается по неосторожности. Не исключается, однако, умышленная форма вины.
Субъектом преступления согласно прямому указанию закона является лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческом предприятии, учреждении или негосударственной организации, и иные лица, ответственные за проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных, военных и иных объектов.
Законом ответственность предусмотрена с 16 лет.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести.