Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237)

Норма, предусматривающая уголовную ответственность за данное преступление, в УК 1960 г. отсутствовала. Появление ее вызвано тем, что сокрытие информации о крупных экологических и других катастрофах может причинить серьезный вред здоровью людей, сделать опасной для человека среду обитания. Например, своевременное информирование населения о чернобыльской катастрофе позволило бы значительно уменьшить вред, причиненный этой аварией на многих сопредельных территориях. Включение в УК нового состава имело задачей поставить под государственный и общественный контроль деятельность лиц, обладающих такой информацией и обязанных своевременно распространять ее.
В соответствии со ст. 237 преступлением признается сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (ч. 1 ст. 237), либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 237).
Объектом данного преступления является здоровье населения, подвергающееся опасности в результате сокрытия информации о вредном промышленном, военном, научно-техническом или другом воздействии на среду обитания.
Представление такой информации, доведение ее до сведения населения и органов, уполномоченных на принятие мер по устранению этой опасности, регламентируется рядом нормативных актов, в частности Конституцией РФ (ст. 24, 29, 41), которые не только декларируют общие права на достоверную информацию, но и устанавливают ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Более детально предоставление информации регламентируется:
Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" <*>;
--------------------------------
<*> ВВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Федеральным законом от 13 января 1995 г. "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170.

Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

С объективной стороны преступление состоит в действиях или бездействии по сокрытию или искажению информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Часть 1 ст. 237 содержит описание так называемого формального состава, потому оконченное преступление образует сам факт сокрытия или искажения подобной информации. Часть 2 ст. 237 предусматривает в качестве альтернативного признака наступление последствий: вреда здоровью человека или иных тяжких последствий. В силу этого обстоятельства момент окончания такого деяния связан с фактом реального наступления вреда.
Сокрытием информации признается ее недоведение в установленном законом порядке до сведения населения и органов, уполномоченных на принятие мер по устранению опасности. Уголовный закон связывает преступность сокрытия с умалчиванием об опасности, когда сообщение сведений о ней было правовой обязанностью субъекта и когда сообщение информации о событии могло существенно воздействовать на уменьшение риска вреда здоровью людей и экологии, повлиять на своевременную организацию профилактических, спасательных и иных операций.
Под событиями, фактами и явлениями, создающими опасность для жизни или здоровья людей, следует понимать различные процессы природного, производственного, исследовательского, военного характера, которые при пассивном развитии событий, без принятия своевременных мер могут повлечь причинение серьезного вреда людям или окружающей среде. Сами эти вредоносные события могут быть следствием действий людей (например, вышедшее из-под контроля исследовательское мероприятие) либо стихийных процессов (например, выбросы газа, землетрясение, разрушение плотины водохранилища и т.п.).
Под информацией подразумеваются достоверные сведения о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для людей и экологии. Источник получения сведений значения не имеет. Информация должна быть гласной и открытой. Органы государственной власти, местного самоуправления, руководство предприятий и организаций обязаны своевременно, быстро информировать население о техногенной или иной опасности. Источники распространения подобной информации - радио, телевидение, иные средства массовой информации.
Искажение информации заключается в предоставлении ложных, не соответствующих действительности сведений. Мотивом предоставления искаженной информации чаще всего выступает попытка соответствующего лица снять с себя ответственность за неблагоприятное развитие событий.
Окончено преступление будет с момента сокрытия или искажения сведений, информации.
С субъективной стороны преступление характеризуется только прямым умыслом. Лицо сознает, что обязано предоставить и довести до сведения населения и органов, уполномоченных на принятие мер по устранению опасности, достоверную информацию, сознает, что утаивание или искажение информации может вызвать негативные последствия, и желает совершить такие действия.
Предложенная в литературе для практикующих юристов рекомендация оценивать субъективную сторону состава не только как умышленное, но и как неосторожное преступление представляется ошибочной <*>. При этом не учитывается, что состав, предусмотренный ч. 1 ст. 237, носит формальный характер, наступление последствий в нем не предусмотрено, поэтому неосторожная вина в этом составе исключается.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Бойко. Ростов н/Д., 1996. С. 493.

Субъектом преступления выступает лицо, на котором лежала обязанность предоставить достоверную информацию населению и органам, уполномоченным на принятие мер по устранению опасности. Это могут быть как лица, наделенные должностными полномочиями, так и иные лица, профессиональная деятельность которых связана с обобщением, направлением, передачей указанной информации в соответствующие органы. Возраст субъекта общий - 16 лет.
Состав относится к преступлениям небольшой тяжести.
Часть 2 ст. 237 предусматривает квалифицированный состав. Это совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия. Последние следует связывать с вредом, причиненным экологии, зданиям, сооружениям и т.п. Тяжесть последствий следует увязывать с серьезными прямыми экономическими потерями или последующими значительными затратами на восстановление среды обитания людей.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 237, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 - средней тяжести.