Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


8. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211)

Общественная опасность угона (захвата) судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава заключается в том, что такими действиями не только дезорганизуется нормальная работа указанных видов транспорта, но и создается реальная угроза безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта в связи с возможностью катастроф, крушений или аварий этих транспортных средств, что, как правило, сопровождается гибелью людей или причинением им тяжкого или иного вреда здоровью либо наступлением крупного материального ущерба.
Основным объектом рассматриваемого преступления является общественная безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением порядка эксплуатации судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Дополнительным объектом этого преступления могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и иных организаций, общественных объединений.
Предметом этого преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также средства железнодорожного подвижного состава. Под судном воздушного транспорта понимается любой летательный аппарат (самолет, вертолет и др.). Судном воздушного транспорта не является пилотируемый или грузовой космический аппарат и искусственные спутники Земли. Судном водного транспорта считается приводимое в движение автономным двигателем либо силой ветра морское либо речное судно (теплоход, катер, самодвижущийся морской или речной паром и др.). По нашему мнению, не следует считать судном водного транспорта моторные лодки, речные малогабаритные катера и яхты индивидуального пользования. При угоне их без цели хищения уголовная ответственность должна наступать как за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения по ст. 166.
С объективной стороны угон, а равно захват в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава выражается в установлении насильственным или иным способом несанкционированного контроля над соответствующим транспортным средством либо в установлении неправомерного контроля над экипажем (командой) такого транспортного средства, а также в ограничении свободы действий пассажиров этого транспортного средства.
Угон (захват) судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава может иметь место во время полета воздушного судна или во время плавания судна водного транспорта в открытом море, в прибрежных водах или по реке, во время движения по установленному маршруту железнодорожного подвижного состава по железнодорожным магистралям, а также во время стоянки их в аэропорту, у причала морского или речного порта либо на железнодорожной станции или в депо железнодорожного транспорта.
Угон соответствующего транспортного средства считается оконченным преступлением с момента несанкционированного приведения его в движение с места стоянки в аэропорту, морском или речном порту, с места остановки по расписанию либо стоянки на железнодорожной станции или в депо. Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава в целях угона считается оконченным преступлением с момента установления виновным несанкционированного контроля над транспортным средством или над действиями его экипажа, команды либо бригады во время полета, плавания или движения по железнодорожным путям.
Примером тому может быть дело Л., который, находясь в качестве пассажира в самолете "ТУ-154", выполнявшего рейс Ленинград - Мурманск, над территорией Карелии привел в боевое положение незаконно пронесенное им на борт воздушного судна самодельное взрывное устройство и, угрожая подорвать самолет, потребовал у членов экипажа изменить курс полета и совершить посадку в Стокгольме. При этом на борту самолета находилось 111 пассажиров и 7 членов экипажа. Опасаясь реальной угрозы взрыва, летчики вынуждены были исполнить требование Л. и изменили маршрут полета. Однако во время полета Л. был позднее обезоружен пассажиром В. <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 1991. N 5. С. 3.

С субъективной стороны угон или захват в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава характеризуется прямым умыслом и наличием цели их угона. Если захват судна воздушного и водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава осуществлен без цели его угона, а для захвата и удержания экипажа, команды или бригады транспортного средства и его пассажиров в качестве заложников в целях принуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложников, то содеянное квалифицируется по соответствующей части ст. 206.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Деяние (ч. 1 ст. 211) относится к категории тяжких преступлений.
Квалифицирующими признаками состава угона, а равно захвата в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ч. 2 ст. 211) являются совершение этих деяний:
группой лиц по предварительному сговору;
с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Содержание этих квалифицирующих признаков подробно раскрыто в § 2 настоящей главы применительно к составам преступлений, предусмотренных ст. 205 и 206.
Рассматриваемое преступление при наличии указанных выше квалифицирующих признаков относится к категории особо тяжких преступлений.
В ч. 3 ст. 211 предусматривается уголовная ответственность за совершение угона, а равно за захват в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава при особо квалифицирующих признаках, которыми являются совершение этих деяний организованной группой, а также если эти деяния повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание названных особо квалифицирующих признаков раскрыто в § 2 настоящей главы применительно к составу захвата заложника (ч. 3 ст. 206).
Деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 211, относятся к категории особо тяжких преступлений.
Отметим, что в УК 1960 г. не было предусмотрено уголовной ответственности за угон или захват в целях угона судна водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, хотя случаи угона либо захвата подобных транспортных средств имели место. Виновных в таких случаях привлекали к уголовной ответственности, как правило, за хулиганство либо за нарушение действующих на транспорте правил.

Итак, к преступлениям, посягающим на защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз общеопасного характера, относятся наиболее опасные преступления, совершаемые по разнообразным мотивам и приводящие к созданию возможности гибели людей или к их гибели, причинению им тяжкого или иного вреда здоровью, нарушению права на неприкосновенность личности или свободы передвижения, к дезорганизации функционирования государственных и общественных институтов либо к причинению крупного имущественного ущерба гражданам, государственным или коммерческим организациям.