Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198)

Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 4 июля 1997 г. "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов", общественная опасность этого деяния заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации <*>. Налоговые платежи являются важнейшим источником формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов триллионных сумм в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ, кризису с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, военнослужащим, пособий малоимущим и другим негативным последствиям.
--------------------------------
<*> РГ. 1997. 19 июля.

Несмотря на чрезвычайно высокую латентность, число выявленных налоговых преступлений в последние годы неуклонно растет: в 1997 г. - 2713, а в 2001 г. уже 23 416 преступлений.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ). Среди важнейших федеральных налогов следует назвать налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы от капитала, налог на прибыль с организаций, налог на доход с физических лиц, единый социальный налог и др. Среди налогов субъектов Федерации заслуживают упоминания налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, а из числа местных налогов - налог на имущество физических лиц, земельный налог, налоги на рекламу, наследование, дарение и др.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), - п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ. В частности, федеральными сборами в настоящее время являются сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, сбор за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Федеральный закон 2003 г. существенно изменил основания и условия уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает только два способа совершения данного деяния:
1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно;
2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
Все иные способы уклонения физического лица от уплаты налогов и сборов декриминализированы.
Ответственностью по ст. 198 УК охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и начисленной сумме налога и (или) другие данные. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не установлено законодательством. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы с физических лиц. Однако налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только теми налогоплательщиками - физическими лицами, кто указан в ст. 227 и 228 Налогового кодекса. Так, в ст. 227 НК указываются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой. В ст. 228 НК названы: физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В большинстве же случаев исчисление налога с доходов физических лиц и его уплата осуществляется российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в РФ (налоговыми агентами), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил соответствующие доходы. Данное обстоятельство освобождает налогоплательщика от необходимости заполнять и представлять налоговую декларацию.
Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и натуральной формах, в том числе и в виде материальной выгоды. В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода или вообще их необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов и др. Под доходами, как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" от 4 июля 1997 г., понимается совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Расходы - это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
Состав преступления сконструирован как материальный, и обязательным условием ответственности является неуплата налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 Постановления указал, что преступления, предусмотренные ст. 198 и 199, считаются оконченными с момента фактической неуплаты конкретного вида налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
Такое решение этого вопроса влечет ряд серьезных практически значимых последствий. Например, если лицо с умыслом на уклонение от уплаты налога не представило в установленный срок декларацию о доходах или представило ее с искаженными данными о доходах или расходах, оно еще не совершило оконченного преступления, и до истечения срока, установленного законодательством для уплаты налога, оно может добровольно отказаться от доведения преступления до конца, внеся исправления в декларацию или уплатив полностью положенный налог.
Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов преследуется в уголовном порядке по ст. 198 УК лишь в случае совершения деяния в крупном размере (ч. 1) либо в особо крупном размере (ч. 2).
Понятия крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198 УК. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 100 тыс. или 300 тыс. руб. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 100 тыс. руб., но не превышает 300 тыс. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% подлежащих уплате налогов и (или) сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 1500 тыс. руб. либо 500 тыс. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Пленум Верховного Суда РФ в названном Постановлении также указал (п. 4), что "действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ".
Это решение спорно. Уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность наступает, в частности, если эта деятельность причинила крупный ущерб. Как уже указывалось, ущерб государству здесь чаще всего состоит в том, что лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без регистрации или без лицензии, не платит налог. Привлечение в этом случае к уголовной ответственности за причинение такого последствия еще и по ст. 198 (199) будет нарушением важнейшего принципа уголовного права - принципа справедливости, в соответствии с которым никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Кроме того, с точки зрения уголовного права незаконная предпринимательская или банковская деятельность - такое же преступление, как незаконный оборот наркотиков, драгоценных металлов, оружия, контрабанда, получение взятки и др., а следовательно, доходы от незаконного предпринимательства получены преступным путем, как и доходы от названных преступлений. Признав необходимость платить налоги на доходы от незаконной предпринимательской деятельности, нужно быть последовательным и признать, что следует платить налоги во всех случаях преступного обогащения. Ссылка в Постановлении Пленума на Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц", что налогообложению подлежат доходы, полученные лицом в связи с осуществлением им любых видов предпринимательской деятельности, неубедительна. "Любой вид" вовсе не означает, что следует платить налоги во всех случаях преступного обогащения, хотя в этих случаях весь доход, полученный в результате преступной деятельности, подлежит обращению в доход государства.
Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и обязанное платить законно установленные налоги и (или) сборы, в том числе и индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный, руководствуясь, как правило, корыстными побуждениями, не представляет налоговую декларацию или иные необходимые документы, понимая, что он обязан это делать, либо включает в них заведомо ложные данные, желая тем самым уклониться вообще от уплаты налога или уменьшить размер обязательного к уплате налога. Несвоевременная подача декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности.
Работники налоговой службы, умышленно содействовавшие совершению данного преступления, привлекаются к ответственности как соучастники, а в соответствующих случаях и за преступления против интересов государственной службы (ст. 285, 290, 292) по совокупности.