Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193)

В Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации на 2001 г. отмечалось, что в стране по-прежнему сохраняется неблагоприятный деловой климат, отток капиталов превышает 20 млрд. долл. в год. В то же время "капитал нельзя держать "под стражей". Он должен иметь законную свободу передвижения - туда, где выгодно и где эффективно". По мнению Президента РФ, "нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере... Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике" <*>. Эти положения нашли воплощение в новом Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г., вступающем в силу через шесть месяцев после его опубликования. Одним из принципов валютного регулирования и валютного контроля закон провозгласил исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции.
--------------------------------
<*> См.: РГ. 2001. 4 апреля.

В законе даны разъяснения ряду понятий, знание которых необходимо для правильного применения ст. 193 УК. В частности, иностранной валютой признаются:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы государств), а также изымаемые или изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Резидентами являются:
а) физические лица - граждане РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве;
б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и другие. Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с иностранным законодательством, имеющие право в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ совершать банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Согласно положениям ст. 12 нового Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", которые начнут действовать через год после вступления в силу данного Закона, резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). На территориях других иностранных государств резиденты могут открывать счета в банках в порядке, установленном Центральным банком РФ. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Некоторые ограничения, которые установлены при этом (ч. 3 и 4 ст. 12), действуют только до 1 января 2007 г.
В то же время и новый Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" установил необходимость регистрации резидентами иностранной валюты. В частности, согласно ст. 19, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности;
2) возврат в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентами за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, невыполненные работы и т.д.
После зачисления иностранной валюты на счета в уполномоченные банки и обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем рынке РФ (ст. 21) резиденты вправе в соответствии со ст. 12 Закона переводить валюту на счета в зарубежных банках. Можно предположить, что после вступления в силу всех положений нового Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" ст. 193 УК будет признана утратившей силу.
Статья 193 предусматривает ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.
Таким образом, речь идет только о таких средствах в иностранной валюте, которые принадлежат организации и находятся за границей.
Объективная сторона преступления характеризуется бездействием - "невозвращением" этих средств, хотя факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, скрывается.
Нормативные акты обязывают субъекта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои счета в уполномоченных банках РФ, а равно обеспечить возврат ранее переведенных за рубеж валютных средств в случае непоставки товара по импортному контракту. Соответственно, о выполнении объективной стороны состава данного преступления можно говорить, во-первых, в случаях, когда субъект просто не обеспечил выполнение этих обязанностей, хотя мог это сделать, а во-вторых, когда он к тому же принял специальные меры к невозврату валюты (поручение контрагенту перечислить валюту на иной счет, чем счет организации резидента в уполномоченном банке, находящемся в Российской Федерации, израсходование этих средств за рубежом и т.д.).
Нормативными актами в зависимости от оснований поступления средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному зачислению на счета в уполномоченный банк РФ, установлены различные сроки данной обязанности, истечение которых определяет момент совершения преступления.
Крупный размер деяния определяется в примечании к ст. 193 суммой невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающей 5 млн. руб.
Крупный размер может образовываться и из нескольких невозвращенных сумм иностранной валюты, например при совершении ряда экспортных, импортных и (или) бартерных операций, если это охватывалось единым умыслом.
Преступление окончено с момента истечения установленного Центральным банком срока перечисления из-за рубежа иностранной валюты на счет уполномоченного банка.
Данный состав преступления предусматривает специального субъекта, непосредственно указанного в Законе, - это руководитель организации (независимо от формы собственности). Таковым является руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации. Соучастниками специального субъекта могут быть и другие лица.
Субъективная сторона. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте - это умышленное преступление. Виновный руководитель организации знает о наличии за рубежом средств в иностранной валюте и об имеющихся обязанности и возможности их перечисления на счета в уполномоченный банк РФ, но не делает этого, руководствуясь различными соображениями (корыстные побуждения, интересы своей организации и др.).
С учетом различий в объектах посягательства невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России, сопряженное с уклонением от уплаты налога с организации, следует квалифицировать по совокупности ст. 193 и 199.
Невозвращение средств в иностранной валюте и их последующее хищение также должно быть квалифицировано по совокупности преступлений.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте - преступление средней тяжести.

Итак, в настоящее время предусмотрена ответственность за следующие деяния, нарушающие установленный порядок обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты:
незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;
нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов или драгоценных камней;
невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Диспозиции статей об ответственности за эти деяния являются бланкетными, что требует обращения к нормативным актам, определяющим принципы и правила осуществления операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и иностранной валютой в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения этими ценностями.