Уклонение от уплаты таможенных платежей является опасным и распространенным, хотя и высоколатентным преступлением. Международные эксперты оценивают масштабы совершения этого преступления в России в различные годы в пределах от 10 до 24 млрд. долл. В 2002 г. по ст. 194 УК было зарегистрировано 1009 преступлений.
В уголовно-правовой литературе по-разному определяют место этого преступления в системе преступлений в сфере экономической деятельности. Ряд исследователей относят это преступление к преступлениям в сфере финансовой деятельности государства, считая, что объектом преступления являются общественные отношения по поводу формирования бюджета <*>.
--------------------------------
<*> См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 201; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. С. 290 и др.
Конечно, уклонение от уплаты таможенных платежей нарушает финансовые интересы государства, но в то же время, уклоняясь от уплаты этих платежей, лицо нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности, элементом которого является необходимость уплаты соответствующих таможенных платежей. Вследствие этого представляется правомерным отнесение данного общественно опасного деяния к группе таможенных преступлений.
Таможенные платежи уплачиваются при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, и в других случаях, установленных Таможенным кодексом.
В нем предусмотрено пять видов платежей (ст. 318):
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы.
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:
1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ (п. 1 ст. 319 ТК).
Законом (п. 2 ст. 319 ТК) предусмотрены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей.
По общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены, как правило, не позднее дня подачи таможенной декларации. Законом предусматриваются и иные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 329 ТК). Кроме того, плательщикам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 333 и 334 ТК).
Объективная сторона уклонения от платы таможенных платежей выражается в действии или бездействии, заключающемся как в полном или частичном сокрытии объекта платежа, так и в неуплате таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера. Представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, якобы дающих право на возврат законно уплаченных таможенных платежей, следует квалифицировать как преступление против собственности - мошенничество (ст. 159).
Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного вида или нескольких видов; но и в том и в другом случае для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 500 тыс. руб. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.
Субъектом преступления является декларант, т.е. лицо, которое декларирует товары или от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то ответственность за уплату таможенных пошлин несет специалист по таможенному оформлению, действующий от имени таможенного брокера.
Субъективная сторона. Преступление совершается умышленно.
Квалифицированными видами преступления являются:
уклонение от уплаты таможенных платежей группой лиц по предварительному сговору;
совершение деяния в особо крупном размере.
Особо крупный размер налицо, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 1500 тыс. руб.
В группу лиц, совершающих анализируемое преступление по предварительному сговору, могут входить не только декларанты, но и иные субъекты, принявшие участие в выполнении объективной стороны преступления.
Представляется, что привлечение к ответственности за уголовно наказуемую контрабанду по ст. 188 УК охватывает и факт имевшей место при пересечении таможенной границы неуплаты таможенных платежей.
Уклонение от уплаты таможенных платежей считается преступлением небольшой тяжести, а при квалифицирующих обстоятельствах (ч. 2 ст. 194 УК) - средней тяжести.
Таким образом, к числу преступлений, нарушающих установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, относятся:
контрабанда;
незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;
невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;
уклонение от уплаты таможенных платежей.
С помощью уголовного закона государство обеспечивает интересы национальной безопасности, в том числе экономической, защиту внутреннего рынка, сохранение культурного наследия, выполнение международных обязательств и т.д.