Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. Контрабанда (ст. 188)

Суть контрабанды заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов. В 90-е годы, несмотря на огромную латентность, отмечается заметный рост этого преступления в России. Если в 1990 г. был зарегистрирован 121 факт контрабанды и выявлено 35 виновных лиц, то в 2002 г. - уже 3498 случаев и выявлено 1025 виновных.
Контрабанда - это перемещение в крупном размере (т.е. при стоимости перемещенных товаров, превышающей 250 тыс. руб.) через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188).
Это деяние считается преступлением средней тяжести. Квалифицированным видом контрабанды (ч. 2 ст. 188 в редакции от 7 мая 2002 г.) является перемещение теми же способами через таможенную границу Российской Федерации таких предметов, как: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы и т.п. Во всех этих случаях стоимость данных товаров и предметов не имеет значения для признания содеянного уголовно наказуемой контрабандой. Квалифицированная контрабанда относится к числу тяжких преступлений.
Таким образом, контрабанда нарушает установленный порядок внешнеторговой деятельности, экономические интересы государства, его таможенную политику. В то же время, учитывая характер незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов, можно признать, что контрабанда в ряде случаев (ч. 2 ст. 188) является посягательством на национальную и общественную безопасность, экологические, культурные и другие интересы России.
С учетом этого обстоятельства в Модельном уголовном кодексе для государств - участников СНГ было предложено предусмотреть ответственность за контрабанду в главе "Преступления против общественной безопасности" и за экономическую контрабанду в главе "Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Модельный уголовный кодекс для государств - участников СНГ // Правоведение. 1996. N 1.

Анализ состава контрабанды требует уяснения целого ряда понятий, для чего необходимо обратиться к Таможенному кодексу и к ряду других нормативных актов.
Под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств Таможенный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 2004 г., понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Пределы таможенной территории РФ, а также пределы находящихся на территории РФ особых экономических зон и пределы находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию, являются таможенной границей.
Контрабанда является оконченным преступлением с момента фактического перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.
В юридической литературе широко распространено мнение, что при вывозе товаров и иных предметов с таможенной территории РФ момент окончания преступления связан с подачей таможенной декларации или совершением иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения вывезти предмет преступления <*>. Однако в этих случаях еще не происходит фактического перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу, чего требует закон.
--------------------------------
<*> См., например: Российское уголовное право. Т. 2. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2002. С. 326; Российское уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 206; Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 2001. С. 406 и др.

Товары как предметы контрабанды понимаются достаточно широко. К ним относится любое движимое имущество, а также отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Незаконность перемещения определяется тем, что оно осуществляется помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием перемещаемых предметов.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, устного опроса и другими средствами, указанными в законе. Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом.
Перемещением товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля будет их перемещение через таможенную границу РФ вне определенных таможенными органами мест (таможен, таможенных постов) или вне установленного времени производства таможенного оформления. Сюда же можно отнести случаи перемещения товаров и транспортных средств путем прорыва таможенной границы - открытого перемещения (ввоз или вывоз) через таможенную границу товаров или транспортных средств, минуя таможенный контроль.
Сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, признается любое их утаивание путем использования различных тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других (камуфлирование, маскировка и т.п.).
Перемещение товаров или транспортных средств с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации связано с представлением таможенному органу необходимых для таможенных целей документов:
а) поддельных;
б) недействительных;
в) полученных незаконным путем;
г) содержащих недостоверные сведения
д) либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
Идентификация производится таможенными органами путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления и изготовления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации.
Недекларирование или недостоверное декларирование товаров (предметов) и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, - это незаявление по установленной устной, письменной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров (предметов) и транспортных средств, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
Форму и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяет Государственный таможенный комитет РФ. В качестве декларанта, т.е. лица, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, могут выступать лица, указанные в ст. 16 и 126 Таможенного кодекса РФ.
В ч. 2 ст. 188 перечислены предметы, незаконное перемещение которых через таможенную границу РФ независимо от размера образует состав квалифицированной контрабанды. Характерно, что большинство из них это предметы, изъятые из гражданского оборота, не имеющие свободного хождения на рынке: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и т.п. и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.
Предметом квалифицированной контрабанды может быть любое огнестрельное оружие: боевое, служебное, гражданское (спортивное, охотничье как с нарезным стволом, так и гладкоствольное). Не относится к огнестрельному газовое и пневматическое оружие, которое соответственно может быть предметом контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188.
Субъективная сторона. Контрабанда совершается только с прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу РФ какой-либо из указанных в статье предметов контрабанды одним из также указанных в законе запрещенных способов, и желает этого. Для вменения контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188, необходимо, чтобы сознанием виновных охватывались те характеристики предметов контрабанды, которые повышают ответственность за содеянное.
Мотивы совершения контрабанды, как правило, корыстные, для правовой оценки содеянного не имеют значения.
Субъектом контрабанды может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, как гражданин России, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства. Должностные лица, использовавшие свое служебное положение при незаконном перемещении указанных в статье товаров и предметов через таможенную границу РФ, виновны в контрабанде, совершенной при квалифицирующих обстоятельствах (п. "б" ч. 3 ст. 188).
Субъектом контрабанды с использованием служебного положения могут быть прежде всего должностные лица, являющиеся сотрудниками федеральной государственной таможенной службы, осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление и проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств, а также иные должностные лица, использующие свое служебное положение для осуществления контрабанды. В частности, ими будут должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285.
Не признаются по УК должностными лицами и поэтому не могут привлекаться к ответственности за контрабанду по п. "б" ч. 3 ст. 188 лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Так, не является должностным лицом специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат и действующий от имени таможенного брокера, поскольку таможенным брокером является коммерческая организация.
В ч. 3 ст. 188 предусмотрена ответственность также за контрабанду, совершенную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. "в").
Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, применяется чаще всего при прорыве таможенной границы, чтобы незаконно переместить через таможенную границу товары, являющиеся предметом контрабанды, вопреки прямому запрету лица, осуществляющего таможенный контроль, или чтобы переместить эти товары, минуя таможенный контроль.
Насилие может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также в убийстве лица, осуществляющего таможенный контроль.
В случаях причинения тяжкого вреда здоровью и убийства лица, осуществлявшего таможенный контроль, действия виновных квалифицируются по п. "в" ч. 3 ст. 188 и соответственно по п. "а" ч. 2 ст. 111 или по п. "б" ч. 2 ст. 105 как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или убийство лица в связи с выполнением им служебной деятельности.
Одна лишь угроза насилием, не реализовавшаяся в его фактическом применении, не дает основания для квалификации контрабанды по п. "в" ч. 3 ст. 188.
Нередко контрабанда совершается в соучастии двух и более лиц. Исполнителями (соисполнителями) контрабанды признаются лица, непосредственно участвовавшие в перемещении (ввозе или вывозе) предметов контрабанды через таможенную границу РФ одним из указанных в ст. 188 способов или совершившие это преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других предусмотренных уголовным законом обстоятельств, или пользуясь неосведомленностью других лиц.
С контрабандой могут быть связаны лица, игравшие роль организаторов или подстрекателей преступления (например, заказчик контрабандного перемещения культурных ценностей) и содействовавшие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации или средств совершения преступления либо устранением препятствий, заранее обещавшие приобрести или сбыть предметы, полученные контрабандным способом, и т.д. Все они несут ответственность за соучастие в контрабанде со ссылкой на ст. 33.
В качестве соучастника (пособника) совершения контрабанды может выступать должностное лицо таможенного органа. Если он получает за содействие контрабанде незаконное вознаграждение имущественного характера, ответственность наступает по совокупности за соучастие в контрабанде и за получение взятки.
Особым случаем групповой контрабанды является совершение этого преступления организованной группой (ч. 4 ст. 188). Это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного эпизода контрабанды (как правило, весьма крупной по своим размерам) или для занятия контрабандной деятельностью. Члены организованной группы контрабандистов выполняют различные функции (приобретают товар для контрабандного вывоза или ввоза, подделывают документы, непосредственно перемещают товар, получают его после пересечения таможенной границы и т.д.), но независимо от выполняемой роли они привлекаются к ответственности как исполнители преступления. В организованную группу могут входить и должностные лица таможенных органов. Контрабанда, совершенная организованной группой, - особо тяжкое преступление.
При контрабанде наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств и боеприпасов не исключается, при наличии реальной совокупности, привлечение к ответственности также по ст. 220 - 223, 226, 228, 229, 234, предусматривающим ответственность за хищение или вымогательство этих средств (веществ) и предметов и за их незаконный оборот. Так, если лицо (группа лиц), готовясь к контрабандному перемещению через таможенную границу наркотических средств, незаконно их приобрело (изготовило), перерабатывало, хранило, перевозило или пересылало, оно будет нести ответственность не только за приготовление к контрабанде (оконченную контрабанду), но и за соответствующие незаконные действия с наркотиками по ст. 228. Эти деяния посягают на разные объекты, что и должно быть учтено при их квалификации по совокупности. Возможна также совокупность контрабанды с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации (ст. 322) и рядом других преступлений.
Контрабанда, связанная с ввозом на территорию России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и т.п. с целью использования их при совершении актов терроризма (ст. 205), диверсий (ст. 281), а равно для организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208) или создания банды (ст. 209), должна расцениваться так же, как и приготовление к совершению указанных преступлений.