Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


2. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации
о ценных бумагах (ст. 185.1)

Статья 185.1, включенная в УК Федеральным законом от 4 марта 2002 г., предусматривает ответственность за два преступления:
1) злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующие органы;
2) предоставление тем же лицом инвестору или контролирующему органу заведомо неполной или ложной информации об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами.
И в том, и в другом случае уголовная ответственность наступает при условии причинения этими деяниями крупного ущерба гражданам, организациям или государству, понятие которого раскрыто в примечании к ст. 185 УК. Данные преступные деяния без достаточных оснований отнесены законодателем к категории преступлений небольшой тяжести.
Уголовно-правовая норма направлена на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц (инвесторов), объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам. В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации с тиражом не менее 10 тыс. экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать вышеизложенное и указать порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации тиражом не менее 1 тыс. экземпляров. Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг.
Формами раскрытия информации об эмитенте, его ценных бумагах и финансово-хозяйственной деятельности являются ежеквартальный отчет по ценным бумагам и сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Ежеквартальный отчет должен быть принят уполномоченным органом эмитента и представлен в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или уполномоченный ею государственный орган. Этот отчет должен также предоставляться владельцам эмиссионных ценных бумаг (инвесторам) по их требованию.
Содержание сведений, входящих в сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, изложено в ст. 23 и 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Эти сообщения в срок не более пяти дней с момента появления факта должны направляться в регистрирующий орган, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или уполномоченный ею орган, а также публиковаться в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
Помимо эмитента обязанности по раскрытию соответствующей информации о сделках и иных операциях с ценными бумагами и обеспечению этой информацией инвестора и контролирующий орган возложены и на профессиональных участников рынка ценных бумаг - юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, которые осуществляют такие виды деятельности, как брокерская, дилерская, депозитарная и др. Следовательно, эти лица также могут рассматриваться как субъекты преступлений, предусмотренных ст. 185.1 УК.
Преступление совершается умышленно. Мотивы и цели преступной деятельности в данном случае квалифицирующего значения не имеют.
Особую сложность представляет установление злостности уклонения от предоставления соответствующей информации и доказывание причинной связи между совершением указанных в ст. 185.1 УК действий (бездействия) и крупным ущербом, наступившим для граждан, организаций и государства. Злостность уклонения может определяться истечением продолжительного времени после наступления сроков для представления информации контролирующему органу, упорным невыполнением этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования инвесторов, и т.п.