1. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185)

Количество преступлений на рынке ценных бумаг составляет небольшую долю среди преступлений экономической направленности, однако эти преступления характеризуются высокой общественной опасностью в связи с большим числом потерпевших и огромным материальным ущербом.
В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, являются Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1999. N 10. Ст. 1163.

В ст. 185 (в редакции 2002 г.) фактически описаны признаки четырех преступлений, связанных с эмиссией ценных бумаг, отличающихся друг от друга и по признакам объективной стороны, и по признакам, характеризующим субъекта преступления:
1) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, повлекшее причинение крупного ущерба;
2) утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, повлекшее причинение крупного ущерба;
3) утверждение заведомо недостоверного отчета об итогах выпуска ценных бумаг, повлекшее причинение крупного ущерба;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, повлекшее причинение крупного ущерба.
ГК в ст. 142 определяет ценную бумагу, как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Однако в ст. 185 речь идет лишь об эмиссионных ценных бумагах, в том числе бездокументарных, которые закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка, размещаются выпусками и имеют равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Такими эмиссионными ценными бумагами являются акция, облигация и опцион эмитента.
Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная законом последовательность действий эмитента (юридического лица, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, несущих от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими) по размещению эмиссионных ценных бумаг. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
Назначение проспекта эмиссии состоит в том, чтобы предоставить инвесторам, приобретающим ценные бумаги, максимум необходимой информации об эмитенте, чтобы они могли самостоятельно оценить привлекательность ценных бумаг данного эмитента и принять осознанное решение. Проспект эмиссии должен содержать данные об эмитенте, его финансовом положении, сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг. Подробный и исчерпывающий перечень данных и сведений, обязательно включаемых в проспект эмиссии ценных бумаг, приводится в ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
За достоверность информации, включенной в проспект эмиссии, отвечают кредитная организация - эмитент и лица, подписавшие проспект эмиссии.
Уголовный закон не уточняет, какие именно сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии, должны быть заведомо недостоверными. Следовательно, это искажение реального положения может касаться любой содержащейся в проспекте эмиссии информации. Для уголовной ответственности необходимо лишь обязательно установить, что наступивший крупный ущерб причинно связан с включением в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, иначе говоря, требуется доказать, что, если бы соответствующая информация в проспекте эмиссии не была ложной, указанное последствие не наступило бы.
Проспект эмиссии представляется в государственный регистрирующий орган, когда осуществляется регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. В частности, государственную регистрацию выпусков ценных бумаг кредитными организациями осуществляет в зависимости от характера эмиссии департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Центрального банка РФ или территориальные учреждения Центрального банка, на которые возложена эта обязанность.
Наряду с другими основаниями возможного отказа в регистрации выпуска ценных бумаг Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" указывает внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности. Решение регистрирующего органа о регистрации выпуска ценных бумаг можно одновременно считать и регистрацией (утверждением) проспекта эмиссии.
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска в государственный регистрирующий орган, который рассматривает отчет в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его, отвечая за полноту зарегистрированного им отчета. Регистрирующий орган вправе оценивать информацию, содержащуюся в отчете, на предмет ее достоверности и отказать в регистрации отчета, вследствие чего выпуск эмиссионных ценных бумаг признается несостоявшимся. В силу этого представляется, что процедура утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг складывается из двух составляющих: утверждения отчета об итогах выпуска уполномоченным органом управления организации-эмитента и регистрации отчета об итогах выпуска регистрирующим органом.
Еще одной разновидностью злоупотребления при эмиссии ценных бумаг является размещение ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию. Данная уголовно-правовая норма корреспондирует требованию, содержащемуся в ст. 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", что эмитент имеет право на размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска.
Утверждение (регистрация) проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, и утверждение (регистрация) заведомо недостоверных результатов эмиссии уголовно наказуемы также только в случаях причинения этими действиями крупного ущерба. Ущерб, как правило, причиняется инвесторам, т.е. юридическим и физическим лицам - владельцам эмиссионных ценных бумаг.
В примечании к ст. 185 УК (в редакции 2003 г.) определено, что крупным ущербом в ст. 185 и 185.1 УК признается ущерб, превышающий 1 млн. руб.
Субъект. Субъектом преступления в виде внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации являются лица, выполняющие управленческие функции в организации-эмитенте, или должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих эмиссию ценных бумаг, ответственные за достоверность включенной в проспект эмиссии информации и подписавшие этот проспект, а также подписавшие проспект ценных бумаг аудитор, независимый оценщик и финансовый консультант.
Субъектами преступления в форме утверждения проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или в форме утверждения заведомо недостоверных результатов эмиссии могут быть должностные лица государственного регистрирующего органа, уполномоченные на проведение регистрации выпуска ценных бумаг и отчета о проведенном выпуске.
Кроме того, за утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии ответственность несут уполномоченные управленческие работники организации-эмитента. Эти же работники виновны и в размещении эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию <*>.
--------------------------------
<*> В юридической литературе вопрос о субъектах данного преступления решается неоднозначно. См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ. С. 198 - 199; Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Указ. соч. С. 61 - 62; Пинкевич Т.В. Указ. соч. С. 146 и др.

Субъективная сторона. Преступление во всех его формах совершается умышленно, как правило, из корыстных побуждений, хотя мотив преступления не имеет значения для квалификации. Умыслом виновных обязательно должна охватываться возможность наступления последствий в виде крупного ущерба.
Злоупотребление при эмиссии ценных бумаг отнесено законом к числу преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 ст. 185 УК (в редакции от 4 марта 2002 г.) предусмотрены квалифицированные виды злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг. Квалифицирующее значение имеет совершение таких действий группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В этих случаях преступление относится к категории средней тяжести.
Злоупотребление при эмиссии ценных бумаг является специальной нормой по отношению к злоупотреблению полномочиями (ст. 201) и злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285). Крупный ущерб, предусмотренный ст. 185, вполне сопоставим с существенным вредом правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Поэтому санкция ст. 185 представляется чрезвычайно низкой, не соответствующей опасности деяния.