Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


5. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183)

Статья 183 УК РФ (в редакции 1996 г.) предусматривала ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. новая редакция ст. 183 УК дополнительно говорит об ответственности за такие же действия в отношении сведений, составляющих налоговую тайну.
Развитие свободного предпринимательства и связанной с ним конкуренции настоятельно требует правового обеспечения защиты информации, представляющей коммерческую ценность, разглашение которой может причинить вред субъектам экономической деятельности. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" относит получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, к типичным проявлениям недобросовестной конкуренции.
Само понятие коммерческой тайны раскрывается в ч. 1 ст. 139 ГК, согласно которой информация составляет коммерческую тайну в случае, когда эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса и ноу-хау. Коммерческой тайной могут являться и другие "секреты" хозяйствующих субъектов, как-то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, сроках и сумме кредитования, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др. В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" (п. 4 ст. 10) установлено, что коммерческой тайной является содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности организации <*>. Вместе с тем существует перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В настоящее время такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.
<**> СП РФ. 1992. N 1 - 2. Ст. 7.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, не исчерпываются указанным перечнем. В ряде других нормативных актов также можно встретить положения, что соответствующие сведения не могут считаться коммерческой тайной. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг", где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.
Таким образом, организация, предполагающая придать каким-либо сведениям режим коммерческой тайны, должна определить круг сведений, составляющих такую тайну, установить порядок ознакомления с этими сведениями и круг лиц, имеющих право знакомиться с названными сведениями, т.е. обеспечить их конфиденциальность.
В отличие от коммерческой тайны, когда круг относящихся к ней сведений устанавливается самой организацией, круг сведений, являющихся банковской тайной, определен законом и одинаков для всех банков, их клиентов и корреспондентов. Законом установлен также круг лиц, которые в соответствующих случаях имеют право получать сведения, составляющие банковскую тайну. Основные принципиальные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст. 857 ГК и в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. <*> и 7 августа 2001 г.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Так, в соответствии со ст. 857 ГК банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. В то же время в интересах борьбы с преступностью, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, осуществления правосудия, соблюдения налогового, антимонопольного и таможенного законодательства рядом нормативных актов определен круг организаций и лиц, которые в соответствующих случаях имеют право на получение информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (ст. 26) конкретно предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Информация по операциям физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Понятие налоговой тайны раскрыто в ст. 102 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (организациях и физических лицах), за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его разрешения;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, представленных этим органом). Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 183, направленная на защиту коммерческой, налоговой и банковской тайны, в первых двух частях предусматривает различные преступления, объединяемые лишь объектом и предметом посягательства - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
В ч. 1 ст. 183 предусмотрена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть материализованы и в других носителях: чертеж, модель, дискеты, промышленный образец, формула изобретения, технологии, включая ноу-хау, физические поля, в которых информация находит отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов и др.
Объективная сторона преступления может быть выражена различными действиями, объединяемыми понятием "собирание". Оно охватывает похищение документов и других материальных носителей коммерческой, налоговой или банковской тайны, завладение (или попытка завладения) ею путем подкупа, различных угроз и шантажа в отношении лиц, владеющих тайной, или их близких, перехват информации в средствах связи, незаконное ознакомление с документами или их копирование, использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему и другие незаконные способы.
Собирание сведений, отнесенных к коммерческой, налоговой или банковской тайне, путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272.
Похищение документов и иных носителей коммерческой, налоговой или банковской тайны может быть совершено тайно, открыто, с применением обмана или физического насилия. В последнем случае насильственные действия должны получить самостоятельную квалификацию.
Если способом собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, был подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, или должностных лиц, думается, что виновного следует привлечь к ответственности не только по ч. 1 ст. 183, но и по ч. 1 либо ч. 2 ст. 204 или ст. 291.
Состав преступления - формальный; наказуемы сами действия по собиранию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, независимо от наступления каких-либо последствий этих действий.
Субъективная сторона. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, - это преступление, совершаемое с прямым умыслом. Виновный осознает, что собираемая им информация является коммерческой, налоговой или банковской тайной, и желает ею завладеть.
Элементом состава преступления является и цель совершения данных действий - разглашение сведений, составляющих тайну предпринимателя, либо незаконное использование этих сведений.
Мотивы преступления различны. Это могут быть мотивы, связанные с конкурентной борьбой, корысть, зависть и месть, связанные с желанием причинить вред владельцу коммерческой, налоговой или банковской тайны, клиентам или корреспондентам банка, и др.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое не являлось владельцем соответствующей тайны и не было к ней допущено по профессиональной или служебной деятельности.
Незаконное получение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, отнесено к числу преступлений небольшой тяжести.
Часть 2 ст. 183 регламентирует ответственность за незаконное разглашение или использование лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, коммерческой, налоговой или банковской тайны без согласия ее владельца.
Коммерческую, налоговую или банковскую тайну должны соблюдать все работники организации и иные лица, которым эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Это могут быть как рядовые или управленческие работники, так и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, Комитета по финансовому мониторингу, налоговых и таможенных органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Госстандарта и др. В соответствующих нормативных актах установлена их обязанность соблюдать коммерческую (банковскую) тайну. Тайна должна соблюдаться лицами, ею владеющими, и после увольнения их с работы - до тех пор пока эти сведения не перестали быть охраняемой тайной, к которой нет свободного доступа.
Способы разглашения или использования коммерческой, налоговой или банковской тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия, знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.
Разглашение - это незаконное предание огласке конфиденциальных сведений, вследствие чего они без согласия владельца стали известны постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права на ознакомление с этими сведениями. Незаконное использование сведений, являющихся чужой тайной, будет иметь место, в частности, при применении этих сведений в экономической (предпринимательской) деятельности без разрешения владельца всеми, кому эта тайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью.
Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК (в редакции от 7 августа 2001 г.), сконструирован по типу формального; следовательно, для признания преступления оконченным не требуется наступления каких-либо последствий. В новой редакции ч. 2 ст. 183 УК отсутствует и указание на корыстную или иную личную заинтересованность, как на обязательные мотивы данного преступления. Данное деяние является преступлением средней тяжести.
В ч. 3 ст. 183 УК (в редакции от 7 августа 2001 г.) предусмотрена ответственность за "те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности". Систематическое толкование уголовного закона дает основание для утверждения, что квалифицирующие признаки, содержащиеся в ч. 3 (и разумеется, в ч. 4) ст. 183 УК, относятся только к незаконному разглашению или незаконному использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
Причинение крупного ущерба должно находиться в причинной связи с незаконным разглашением или использованием чужой тайны. Это могут быть большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта и т.д. Крупный ущерб определен в законе в сумме, превышающей 250 тыс. руб.
Виновное лицо, разглашая или используя чужую коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает или безразлично относится к такому последствию. Конструкция уголовного закона не исключает возможность причинения крупного ущерба как последствия данного деяния и по неосторожности. Последнее замечание равным образом относится и к случаям причинения тяжких последствий (ч. 4 ст. 183 УК).
Тяжкие последствия преступления понимаются более широко, чем причинение материальных убытков. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, причинение серьезного вреда здоровью людей, самоубийство потерпевшего и др., если эти последствия находятся в причинной и виновной связи с незаконным разглашением или использованием соответствующих сведений.
Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, предусмотренное ч. 3 ст. 183 УК, отнесено к категории преступлений средней тяжести, а ч. 4 ст. 183 УК - к тяжким преступлениям.