Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178)

Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции от 25 мая 1995 г.) <*> определяет монополистическую деятельность как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели) или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977.

Уголовный закон, конкретизируя это положение, предусматривает ответственность в ст. 178 за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него хозяйствующих субъектов, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба.
Таким образом, объектом данного преступления можно считать порядок осуществления экономической деятельности, который обеспечивает конкуренцию, состязательность хозяйствующих субъектов на рынке товаров, работ, услуг, являющуюся характерной чертой системы рыночной экономики, главным рычагом ее прогресса.
Объективная сторона преступления, именуемого "монополистические действия и ограничение конкуренции", может быть выражена в разнообразных действиях (бездействии) субъектов, непосредственно указанных в диспозиции статьи. Во всех случаях преступление будет оконченным с момента наступления последствия в виде крупного ущерба, причиненного любым из указанных в законе действий и исчисляемого в сумме, превышающей 1 млн. руб.
Установление и поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен осуществляется хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке определенных товаров (работ, услуг). Доминирующим признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких субъектов на рынке товара (работ, услуг), не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
По установленному порядку хозяйствующие субъекты должны реализовывать свою продукцию по свободным (рыночным) ценам, кроме продукции, цены на которую регулируются постановлениями Правительства РФ. Оптовые, отпускные цены и тарифы устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно или на договорной основе исходя из сложившегося соотношения спроса и предложения (конъюнктуры рынка). Поэтому установление монопольно высоких или низких цен - это повышение или поддержание свободных оптовых, отпускных или розничных цен на уровне, который не определяется действием объективных факторов, связанных с себестоимостью продукции, качеством товаров и конъюнктурой рынка, а является результатом злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.
Законодатель особо выделяет такие виды деятельности, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, как раздел рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен.
Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к: установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным органам и организациям, наделенным функциями или правами указанных органов власти, запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности может выражаться в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может быть введение необоснованных запретов на продажу (покупку, обмен) товара из одного региона в другой, создание неблагоприятного режима деятельности, непредставление места для торговли, воспрепятствование перевозке, размещению или хранению товаров, принудительная скупка товаров у хозяйствующих субъектов, проведение необоснованных проверок, запрет на производство определенным хозяйствующим субъектам каких-либо товаров (работ, услуг), уничтожение или повреждение товаров, физическое или психическое воздействие и т.д.
Установление единых высоких или низких цен достигается в результате соглашения (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке определенного товара (работ, услуг).
Субъективная сторона. Все названные выше действия совершаются с прямым умыслом. Целями совершения данных действий может быть не только непосредственное извлечение более высокой прибыли, но и недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Субъектами преступления могут быть руководители коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые могут действовать в сговоре с хозяйствующими субъектами или самостоятельно.
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции, охватываемые ч. 1 ст. 178, считаются преступлением небольшой тяжести.
Ответственность повышается, если данные деяния совершаются лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 178), что является преступлением средней тяжести.
Если же подобные действия совершены с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства либо организованной группой (ч. 3 ст. 178) - это тяжкое преступление. В последнем случае совершается посягательство не только на установленный порядок осуществления экономической деятельности, но и на личность или на собственность.
Диспозицией ч. 3 охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества любым способом и в любом размере. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям.
Потерпевшими от этих насильственных действий, угроз, уничтожения и повреждения имущества могут быть не только конкурирующие предприниматели и руководители организаций - хозяйствующих субъектов, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, но и члены их семей, а также любые близкие им лица. Насилие и угрозы, применяемые ко всем этим лицам, в данном случае должны быть связаны с достижением целей ограничения конкуренции в тех ее разновидностях, которые указаны в ч. 1 ст. 178.
В отличие от вымогательства, недопущение, ограничение или устранение конкуренции с применением насилия или угроз (ч. 3 ст. 178) будут иметь место, когда эти угрозы или насилие не связаны с требованием передать имущество или право на имущество либо совершить действие имущественного характера.