5. Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и ст. 174.1)

Отсутствие в течение продолжительного времени законодательства, препятствующего легализации средств, добытых преступным путем, ставило Россию в условия, благоприятствующие теневому бизнесу, проведению крупномасштабных финансовых афер, "отмыванию" денег, полученных от незаконного оборота наркотиков и оружия, рэкета, проституции и других видов организованной преступной деятельности. Так, по оценкам МВД России, общий размер доходов, полученных преступными группировками в России в 1993 г., составил почти 2 трлн. руб. Основная часть этих доходов легализовалась посредством неконтролируемого ввода их в коммерческий оборот, на чем специализировалось свыше 3 тыс. организованных преступных группировок, для чего многие из них (почти 1,5 тыс.) образовали в этих целях собственные легальные хозяйственные структуры. В аналитическом докладе "О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации", подготовленном МВД России в 1996 г., отмечалось, что объем теневой экономики достиг 40% валового внутреннего продукта, до 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности. По экспертным оценкам, с 1992 по 1999 г. из России в мировые финансовые центры вывезено около 100 млрд. долл., при этом доля "грязных" денег составляет до 30 - 40% объема российского капитала, осевшего за рубежом.
Законодательное регулирование ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью с тем, чтобы подорвать финансовую основу этой преступности.
Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая на конференции в г. Палермо 12 - 15 декабря 2000 г., и другие документы мирового сообщества. Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот. Способы подобного отмывания различны. Полученные незаконным способом наличные деньги превращаются в другие ценности, например вклады в банки или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, полученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко с целью отмывания "грязных" денег создаются ложные коммерческие организации или деньги вкладываются в создаваемые либо реально действующие структуры.
В течение нескольких лет единственным уголовно-правовым средством борьбы с отмыванием "грязных" денег в России являлась ст. 174 УК 1996 г., где предусматривалась ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. За период с 1997 по 2000 гг. по ст. 174 УК было зарегистрировано почти 4 тыс. преступлений, но осуждено за эти преступления всего несколько десятков человек.
Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" определило необходимость внесения существенных изменений в уголовно-правовую регламентацию ответственности за легализацию преступно нажитых доходов, чему посвящены ст. 174 и 174.1 УК. Сама легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена Федеральным законом от 7 августа 2001 г. как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК.
Новая редакция ст. 174 УК предусматривает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Согласно же ст. 174.1 УК преследуется в уголовном порядке совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным лицом в результате совершения им преступления (за исключением названных выше), либо использование указанных средств и имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В качестве предмета этого преступления могут выступать денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое, а равно недвижимое имущество, приобретенные как в России, так и за ее пределами. Закон подчеркивает, что способ приобретения этого имущества должен быть обязательно преступным. Таким образом, предметом легализации является имущество, полученное в результате совершения преступлений: хищения, контрабанды, вымогательства, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, оружия, незаконного предпринимательства и банковской деятельности, организации или содержания притонов для занятия проституцией, незаконного распространения порнографических материалов или предметов, получения взятки и ряда других.
Объективная сторона. Согласно закону легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, может быть осуществлена тремя различными способами:
а) посредством совершения с этим имуществом финансовых операций;
б) посредством совершения с ним других сделок;
в) в результате использования этих средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в ст. 174 названы первые два из этих действий, а в ст. 174.1 - все три.
Многие финансовые операции и сделки, направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем, названы в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. как операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю: зачисление или перевод на счет денежных средств, покупка или продажа наличной иностранной валюты, обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, помещение ценных бумаг, драгоценных металлов и камней или иных ценностей в ломбард, выплата лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии и т.д. Преступники могут использовать для отмывания и другие операции, не указанные в данном Законе, например сделки купли-продажи недвижимости, мены, сдачу имущества внаем, аренду и некоторые другие. Получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной (электронной) игре также может быть использовано для отмывания "грязных" денег.
Таким образом, нормы, содержащиеся в ст. 174 и 174.1, направлены на пресечение любых попыток ввести в легальный оборот средства, приобретенные преступным путем. Никаких указаний о размере подобных операций статья не содержит. Это, однако, не должно мешать правоприменителю в соответствующих случаях руководствоваться положениями ч. 2 ст. 14 о том, что не является преступлением действие, хотя формально и содержащее признаки деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Субъекта преступления, предусмотренного ст. 174, можно назвать специальным в том смысле, что им является не любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только то, которое не участвовало в совершении первичного преступления, в результате которого было приобретено легализуемое имущество. Субъектом - исполнителем деяния, предусмотренного ст. 174.1, может быть только то лицо (с 16 лет), которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации.
Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо установить и доказать осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенными преступным путем, и желание совершить такие действия.
Отнюдь не любая сделка или финансовая операция с имуществом, добытым преступным путем, образует составы легализации, предусмотренные ст. 174 и 174.1. Легализация имеет место лишь тогда, когда эти действия совершались в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, т.е. для сокрытия преступного источника его происхождения и получения возможности в дальнейшем осуществлять различные правомочия в отношении этого имущества.
Обе статьи (174 и 174.1) предусматривают единую систему квалифицирующих признаков. Квалифицированными видами признаются соответствующие деяния, совершенные:
а) в крупном размере (ч. 2);
б) группой лиц по предварительному сговору (ч. 3);
в) лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3);
г) организованной группой (ч. 4). При этом последние три признака имеют квалифицирующее значение лишь при условии осуществления легализации в крупном размере.
Участниками группы применительно к данному преступлению будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, либо использовали эти средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Надо иметь в виду, что процесс отмывания "грязных" денег подчас может быть достаточно продолжительным, включающим множество финансовых операций и других сделок. При наличии предварительного сговора все участники этих операций несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.
Преступление считается совершенным в крупном размере, если стоимость легализуемого (отмываемого) имущества превышала миллион рублей.
Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д.
Поскольку к легализации преступно приобретенного имущества стремится прежде всего организованная преступность, то и в процессе легализации нередко участвуют разветвленные устойчивые организованные группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. Легализацией средств, добытых незаконным путем, может заниматься и преступное сообщество (преступная организация). Признав наличие преступного сообщества (преступной организации), занимающегося легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, организаторов и руководителей данного сообщества необходимо дополнительно привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 210, а участников преступного сообщества (организации) - по ч. 2 ст. 210.
Закон признает легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, совершенную без квалифицирующих обстоятельств (ч. 1 ст. 174 и 174.1), преступлением небольшой тяжести; легализацию в крупном размере (ч. 2 ст. 174 и 174.1) - средней тяжести; при наличии особо квалифицирующих обстоятельств легализации преступно приобретенного имущества в крупном размере (ч. 3 ст. 174 и 174.1, ч. 4 ст. 174) - тяжким преступлением; а при наличии обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 174.1, - особо тяжким преступлением.