4. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156)

Помимо основного объекта под угрозу нарушения ставятся также здоровье, жизнь, свобода и достоинство несовершеннолетнего, страдающего от жестокого обращения с ним.
Потерпевшим является лицо, не достигшее 18 лет (несовершеннолетний).
Объективная сторона выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенном с жестоким обращением с ребенком.
Обязанности по воспитанию ребенка могут вытекать из закона или договора. Так, согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 СК родители обязаны заботиться о детях, заниматься их воспитанием. При отсутствии родителей или их неспособности заниматься воспитанием несовершеннолетнего эти обязанности возлагаются на усыновителей (ст. 137), опекунов или попечителей (ст. 150), иных лиц, заменяющих родителей (отчима, мачеху, братьев, сестер, дедушку, бабушку и т.п.).
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" <*> педагоги, воспитатели и иные работники общего и среднего специального образования обязаны обеспечить гуманистический характер образования и воспитания, свободное развитие личности обучающихся несовершеннолетних.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Такая же обязанность существует для работников воспитательных и лечебных учреждений (специальных воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, куда направляются несовершеннолетние в порядке применения к ним принудительных мер, лечебно-санаторные школы и т.д.).
Воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных несовершеннолетних (ч. 2 ст. 9 УИК). В случае лишения свободы они содержатся в воспитательных колониях (ч. 6 ст. 88 УК). Если применяется к несовершеннолетнему такая принудительная мера, как передача под надзор, на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган возлагаются обязанности по воспитательному воздействию и контролю за поведением несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 91 УК).
Следовательно, в каждом случае вменения ст. 156 необходимо установить, что на виновного обязанность по воспитанию и надзору за несовершеннолетним была возложена соответствующим нормативным актом, без чего ответственность исключается.
Неисполнение обязанностей означает полное бездействие, ненадлежащее исполнение - смешанное бездействие, при котором обязанности по воспитанию и контролю выполняются не в полном объеме (отсутствие должного внимания к поведению подростка, благодушное отношение к "шалостям", постоянные придирки к ребенку по пустячному поводу и без повода и т.д.).
Само по себе неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей - поведение аморальное или влекущее административную, имущественную либо иную правовую ответственность. Так, ст. 69 СК предусматривает возможность лишения родительских прав, в частности, когда родители (или один из них) уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию ребенка.
Преступлением неисполнение или ненадлежащее исполнение воспитательной функции становится, если оно сочетается с жестоким обращением с несовершеннолетним, что запрещается законом. В ст. 65 СК, в частности, оговорено: родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Статистика свидетельствует, однако, о том, что ежегодно в российских семьях около 2 млн. детей подвергаются насилию, жестокому и грубому обращению <*>.
--------------------------------
<*> РГ. 1996. 26 сент.

Понятие жестокого обращения раскрыто в абз. 4 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей": "Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей) <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 1998. N 7. С. 11.

Состав преступления - формальный. Поэтому оно считается оконченным в момент неисполнения (или ненадлежащего исполнения) обязанностей по воспитанию ребенка, сочетающегося с жестоким с ним обращением.
Субъект - специальный: родитель или лицо, его заменяющее, а также иные лица, на которых законом либо иным нормативным актом возложено осуществление воспитательных или надзорных функций. Так, контроль (надзор) за поведением условно осужденных несовершеннолетних в течение испытательного срока возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства несовершеннолетнего (ст. 187 УИК). Напротив, лица, лишенные родительских прав, не являются субъектами рассматриваемого преступления, поскольку им воспитание ребенка уже не доверяется (ст. 71 СК).
Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Виновный осознает, что обязанность по воспитанию он не выполняет либо выполняет не так, как положено, и при этом жестоко обращается с ребенком. Некоторые ученые допускают применительно к рассматриваемому преступлению с формальным составом и косвенный умысел <*>.
--------------------------------
<*> См.: Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. С. 207.

Мотивы поведения могут быть различными и подлежат учету в процессе индивидуализации ответственности и наказания.
В случаях причинения вреда дополнительным объектам - здоровью, свободе, чести и достоинству, жизни (например, не выдержав жестокого обращения, подросток покончил жизнь самоубийством) содеянное подлежит квалификации по совокупности статей (ст. 156 и 110 - 112, 115, 127, 130 и др.).
Если преступление совершено должностным лицом, также требуется квалификация помимо ст. 156 и по ст. 285 или 286.
Деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.