5. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149)

Деяние посягает на закрепленное Конституцией РФ (ст. 31) право граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия или пикетирование.
Такие коллективные акции могут проводиться с заблаговременным уведомлением органов власти или местного самоуправления при условии обеспечения их организаторами общественного порядка и недопущения призывов к насильственному изменению основ конституционного строя или нарушению целостности Российской Федерации либо к разжиганию социальной, расовой или религиозной вражды.
Объективная сторона преступления предполагает противоречащее соответствующим нормативным актам воспрепятствование организации или участию граждан в указанных коллективных акциях.
Воспрепятствование может выразиться в запрете собрания, митинга, шествия или пикета либо в оборудовании заграждений или выделении сил охраны правопорядка для недопущения людей к месту проведения законной акции, а равно в разгоне уже начавшегося собрания, митинга или шествия.
Поскольку по смыслу ст. 149 речь идет о создании препятствий законной реализации прав граждан на проведение собраний и иных массовых акций, в конкретных ситуациях следственные органы и суд должны исследовать, насколько подготовка и непосредственная организация подобных акций соответствовали требованиям нормативных актов о порядке их проведения и какими именно соображениями руководствовались те или иные должностные лица, противодействуя этим коллективным акциям. Если окажется, что организаторы и участники митинга, собрания, демонстрации или пикетирования нарушали предписания указанных актов, то они подлежат административной ответственности, а воспрепятствование их неправомерному поведению не может считаться преступлением, если, разумеется, при этом не были использованы незаконные средства прекращения митинга или демонстрации.
Субъективная сторона преступного деяния предполагает умышленную вину, содержанием которой охватывается как раз законный характер деятельности участников коллективной акции. Мотивы воспрепятствования не имеют значения для квалификации содеянного.
Следует иметь в виду, что уголовная ответственность за анализируемые деяния ограничена случаями, когда:
а) они учиняются должностными лицами с использованием своего служебного положения;
б) совершаются с применением насилия либо с угрозой его применения.
Причинение в результате насилия смерти или тяжкого вреда здоровью человека нуждается в дополнительной квалификации по нормам о преступлениях против личности (ст. 105, 111, 112 УК).
Субъектами преступного деяния выступают должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления, а также иные вменяемые лица старше 16 лет, непосредственно применяющие насилие или угрозу его применения к участникам законных митингов, шествий, демонстраций или пикетов.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести.

Преступления против политических прав граждан подрывают такое непосредственное высшее выражение власти народа, как участие граждан в референдуме или свободных выборах (ст. 141, 142.1) либо право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 149).
Эти деяния описаны в рамках формальных составов и признаются оконченными независимо от того, в какой мере виновным удалось причинить вред указанным конституционным правам человека и гражданина.