3. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142)

Деяние посягает на тот же объект уголовно-правовой охраны, охраняемый ст. 141, - власть народа, находящую свое высшее непосредственное выражение в референдуме или свободных выборах. Но если в ст. 141 имеется в виду преступное нарушение механизма избирательной системы или организации референдума, так сказать, извне, из-за пределов такого механизма, то в ст. 142 предполагается негативное воздействие на проведение выборов или референдума как бы изнутри, со стороны организаторов или функционеров соответствующих комиссий по проведению референдума или выборов либо членов инициативных групп.
Объективная сторона анализируемого посягательства описана альтернативно и выражается:
а) в фальсификации избирательных документов или документов референдума (ч. 1);
б) в фальсификации подписей или заверении заведомо поддельных подписей (подписных листов) (ч. 2);
в) в незаконном изготовлении, а равно хранении или перевозке незаконно изготовленных бюллетеней для голосования (ч. 3).
Под избирательными документами или документами референдума понимаются специально утвержденные Центральной избирательной комиссией РФ или избирательными комиссиями субъектов РФ формы бюллетеня для тайного голосования, протоколов голосования, удостоверений кандидатов в депутаты, списков избирателей, подписных листов в поддержку выдвигаемых кандидатов для их регистрации или в поддержку инициативы о проведении референдума и т.п.
Фальсификация иных материалов не образует преступления, предусмотренного ст. 142, и должна квалифицироваться по ст. 292 (для членов комиссий) или по ст. 327 (для членов инициативных групп).
Фальсификация избирательных документов заключается в их подлоге, исправлениях, подчистках, внесении в них неверных сведений о количестве явившихся избирателей и др.
Неправильный подсчет голосов предполагает указание в документах не соответствующего действительности числа голосов, поданных "за" или "против" тех или иных кандидатов в президенты РФ или на должность главы субъекта РФ либо в депутаты законодательного органа или органа местного самоуправления, а также "за" или "против" предложенных на референдуме решений федерального или местного значения.
Что касается неправильного установления результатов выборов или референдума, то речь идет об итогах голосования не только в масштабах государства, но и по отдельному избирательному участку, избирательному округу или региону. При этом не имеет значения, какими оказались конечные результаты голосования, был ли "избран" или "прошел" во второй тур голосования фактически отвергнутый избирателями претендент, оказался ли "одобренным" вариант решения, реально не поддержанный гражданами, или же фальсификация ограничилась увеличением или уменьшением процента голосов, но не повлияла на окончательный исход голосования.
Совершение вышеуказанных действий независимо от того, как они реально повлияли на результаты голосования, образуют оконченное преступление.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом виновных лиц, которые заведомо осознают фактические обстоятельства использованного ими варианта и общественно опасный характер нарушения избирательного механизма и желают совершить ради этого соответствующие действия. Мотивы подобного поведения не влияют на квалификацию содеянного.
Статья 142 (ч. 1) предполагает совершение преступления специальными субъектами, которыми могут быть только члены избирательной комиссии или члены комиссии по проведению референдума либо уполномоченные представители избирательных объединений (блоков, групп), а также кандидат или уполномоченный им представитель. Иные граждане способны выступать в роли организаторов, подстрекателей или пособников указанных специальных субъектов.
Подделка подписей или заверение заведомо поддельных подписей, подписных листов уголовно наказуемы при их совершении группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; посредством подкупа, принуждения, насилия или угрозы его применения, посредством уничтожения имущества или с угрозой его уничтожения; повлекшим существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства.
Деяние, предусмотренное ч. 1 - 3, относится к категории преступлений средней тяжести.