Деяние посягает на такое гарантированное Конституцией РФ (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32) высшее непосредственное выражение власти народа, как участие граждан в референдуме и свободных выборах.
Объективная сторона рассматриваемого преступления при отсутствии квалифицирующих обстоятельств предполагает воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума.
Такое альтернативное описание в ч. 1 ст. 141 деяний субъекта означает, с одной стороны, создание препятствий для реализации хотя бы одним гражданином активного или пассивного избирательного права (избирать или быть избранным в органы государственной власти федерального или регионального уровня либо в орган местного самоуправления), а равно права участвовать в референдуме на любом из этих уровней. С другой стороны, имеется в виду воспрепятствование также работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Хотя в законе слово "комиссия" употребляется во множественном числе, думается, что для состава преступления достаточно создания препятствий деятельности лишь одной такой комиссии.
Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке заранее бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной избиратель.
Преступление признается оконченным с момента совершения действий, препятствующих реализации прав избирателей или работе соответствующей комиссии, независимо от того, насколько успешными были преступные действия виновного лица.
Субъективная сторона предполагает прямой умысел, которым охватывается конкретный вариант воспрепятствования проведению выборов или референдума, и желание совершить подобные действия вне зависимости от мотивов, которыми руководствовался виновный субъект.
В ч. 2 ст. 141 описываются те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия или с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения
в) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В качестве квалифицирующего признака в этой норме прежде всего фиксируется один из четырех специальных способов воспрепятствования избирательным правам.
При этом подкуп означает обещание или предоставление избирателю, кандидату в депутаты или члену избирательной комиссии (комиссии референдума) вознаграждения либо услуг имущественного характера за желательное виновному поведение (угодное лицу голосование "за" или "против", неявка на избирательный участок или участок по проведению референдума, снятие своей кандидатуры в депутаты и т.п.).
Обман предполагает введение в заблуждение относительно места, времени и порядка голосования, личности соответствующего кандидата в депутаты, а равно заполнение бюллетеня без учета воли слепого или неграмотного избирателя.
Понятие принуждения по основным признакам идентично упомянутому в ст. 144.
Применение насилия охватывает собой любое физическое воздействие на гражданина или члена избирательной комиссии (от удерживания, нанесения удара или побоев до причинения вреда здоровью любой тяжести или лишения жизни). Если примененное насилие причинило тяжкий либо средней тяжести вред здоровью или связано с убийством, то содеянное квалифицируется по совокупности со ст. 111, 112 или 105. Причинение же в результате насильственных действий легкого вреда здоровью полностью охватывается признаками ч. 2 ст. 141. Точно так же поглощается составом воспрепятствования осуществлению избирательных прав угроза применения насилия, которая должна носить реальный характер и создавать у избирателя или члена избирательной комиссии опасение за свою безопасность.
Второй квалифицирующий признак предполагает, что должностное лицо, руководящий служащий негосударственной организации или даже рядовой работник использует свои служебные полномочия для создания препятствий реализации избирательных прав граждан или деятельности избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума). Например, непосредственный руководитель может не отпустить своих подчиненных с непрерывным циклом работы на избирательный участок, а вахтер организации, где размещается избирательная комиссия, способен не допустить граждан в помещение для сверки со списком избирателей. Точно так же руководящий работник организации может воспрепятствовать размещению комиссии в соответствующих помещениях либо ограничить для нее пользование электроосвещением и т.п.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой характеризуется свойствами, зафиксированными в ч. 2 или 3 ст. 35. Для указанных групп требуется наличие двух или более вменяемых лиц, которые предварительно, на стадии приготовления к преступлению, договорились о совместном воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии. Для организованной группы характерна ее устойчивость и произошедшее заранее объединение нескольких лиц для учинения рассматриваемого преступления. Каждый из участников таких групп согласованно выполняет свою роль в процессе воспрепятствования деятельности избирательной комиссии или отдельного избирателя.
Деяние, описанное в ч. 1 ст. 141, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. 2 - средней тяжести.
В ч. 3 ст. 141 описан уголовно наказуемый вид воздействия "извне" на осуществление установленных законодательством о выборах и референдумах полномочий избирательной комиссией, комиссией референдума.
В отличие от предусмотренных ч. 1 и 2 актов поведения, речь здесь идет о нарушении избирательного права не конкретного гражданина-потерпевшего, а в целом избирателей. Вмешательство в нормальную деятельность соответствующих комиссий выражается:
а) в требовании или указании по вопросам регистрации кандидатов; списков кандидатов, избирательных блоков; подсчета голосов избирателей, участников референдума; по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. Субъектом преступного требования или указания выступает должностное лицо, понятие которого раскрывается в примеч. 1 к ст. 285;
б) в неправомерном вмешательстве в работу Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы". Субъектом данного вида поведения помимо должностного лица может выступать любой служащий, использующий для этого свое служебное положение.
Состав - формальный. Преступление полагается оконченным с момента осуществления лицом соответствующих действий, независимо от того, оказалось ли такое поведение успешным.
Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Мотивы поведения лица могут быть различными и на квалификацию содеянного влияния не оказывают, однако подлежат учету при индивидуализации наказания.
Деяние относится к категории преступлений средней тяжести.