Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. Иерархия объектов уголовно-правовой охраны

Заметим, что общественные отношения в качестве объекта преступления рассматривались первыми послереволюционными законодательными актами. Так, в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР (Постановление НКЮ от 12 декабря 1919 г.) <*> (ст. 3) закреплялось положение, согласно которому уголовное право имело своей основной задачей "посредством репрессии охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс...". Идея о том, что объектом преступления выступают общественные отношения, имела свое закрепление и в последующих законодательных актах: УК РСФСР 1922 г., Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик <**> 1924 г., УК РСФСР 1926 и 1960 гг.
--------------------------------
<*> Собрание узаконений РСФСР. N 66.
<**> Постановление ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. // Собрание законов СССР. N 24.

Анализ действующего уголовного законодательства Российской Федерации позволяет заключить, что объектом преступления выступают: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества (ч. 1 ст. 2 УК). Вместе с тем складывающиеся в мире социально-правовые реалии свидетельствуют о том, что закрепленная в действующем отечественном уголовном законодательстве иерархия ценностей общественных отношений, которые в первую очередь должны охраняться (защищаться) уголовным законом от преступных посягательств, вреда, не может быть признана бесспорной. Думается, что в иерархической системе ценностей, защищаемых посредством уголовного закона, на первое место должны быть поставлены мир и безопасность человечества. Жизнь отдельного человека (как бы значима она ни была) - ничто по сравнению с гибелью цивилизации.
Рассуждая об объекте преступления, следует оговориться, что изложенный взгляд на объект преступления в мировой теории уголовного права не всегда был господствующим. Так, нормативная теория, ярким представителем которой был К. Биндинг, считала объектом преступления правовую норму, предписывающую воздерживаться от определенных действий ("запрет") или совершать определенные действия ("веления"). Русский криминалист Н.С. Таганцев объектом преступления признавал заповедь или норму права, нашедшую свое выражение в охраняемом ею жизненном интересе. Кстати, мысль о том, что объектом преступления наряду с общественными отношениями выступает и норма права, имела место и в теории уголовного права советского периода <*>. В теории уголовного права ряда стран XIX в. в качестве объекта преступления рассматривалось "правовое благо", понимаемое, в частности, известным криминалистом Ф. Листом как правоохраняемый всеобщий интерес. Не получила поддержки в теории отечественного права и идея о том, что самостоятельным объектом преступления могут выступать орудия и средства производства и другие материальные вещи.
--------------------------------
<*> См.: Советское уголовное право. Общая часть. М., 1948. С. 291.

Вместе с тем ошибочным является категорическое утверждение о том, что признание общественных отношений объектом преступного посягательства - общепринятая точка зрения. Как и раньше (А.Н. Васильев, В.Н. Кудрявцев, А.А. Пионтковский и др.), в настоящее время отстаивается точка зрения относительно человека как объекта преступления. В частности, Г.П. Новоселов утверждает, что "в результате содеянного виновным в окружающей действительности могут произойти самые различные изменения (как в природе, так и в обществе), но нужно со всей определенностью подчеркнуть: такие изменения могут быть вредными (или полезными) лишь для человека, но не для самих общественных отношений, материальных предметов и т.д.". И далее: "...Лишь человек, люди противостоят виновному в процессе посягательства, именно против них, а не чего-то иного совершаются общественно опасные деяния, именно поэтому, а не в связи с чем-то иным деяние становится общественно опасным" (Уголовное право. Часть Общая. Пределы и виды дифференциации уголовной ответственности. С. 8 - 9).
Думается, что, несмотря на оригинальность позиции Г.П. Новоселова относительно объекта преступления, она не может претендовать на бесспорность. Естественно, что при совершении любого преступления, непосредственно или опосредованно, вред причиняется человеку, людям; однако сведение объекта преступления лишь к человеку неизбежно приводит к подмене понятия "объект преступления" категорией "потерпевший", суть которых не однозначна и не тождественна. По этим же соображениям не может быть признано удачным суждение, согласно которому объектом преступления являются общественные отношения и человек (Никифоров Б.С. С. 50).
Кроме того, вычленение человека из общественных отношений приводит к мысли о возможности существования отдельно друг от друга общественных отношений и человека, что противоречит как существу общественных отношений, так и социальной природе человека. Вряд ли могут быть признаны объектом преступления и "естественные права человека", "уголовно-правовая норма как таковая", "норма права в ее реальном бытии", "защищенный правом интерес", "нравственные чувства народа в средней мере их развития". Все, что касается общественной жизни людей, так или иначе заключается в специфике общественных отношений между ними, посягая на которые преступник подрывает основу человеческого бытия.

Таким образом, общественные отношения, рассматриваемые через призму уголовного права, могут выступать в роли объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления. Если объект уголовно-правовой охраны возникает с момента вступления в силу уголовного закона, то объект преступления возникает с момента совершения каким-либо человеком преступления.
В роли объекта преступления предстают общественные отношения, охраняемые уголовным законом и являющиеся своего рода матрицей социального бытия людей.
Все элементы общественного отношения, признаваемого объектом преступления, взаимосвязаны и неразрывны. В этой связи вряд ли может быть признана приемлемой позиция ряда авторов, согласно которой объектом преступления могут выступать отдельные (пусть даже очень важные) элементы общественного отношения (например, человек).