Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


5. Иные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам

Вызов свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей и экспертов. Показания свидетелей, потерпевших, заключения экспертов - важные доказательства, без исследования которых невозможно правильно разрешить уголовное дело, вынести законный и обоснованный приговор. Потерпевшим и гражданским истцам независимо от их гражданства и места жительства национальное законодательство гарантирует право на участие в предварительном и судебном следствии для защиты своих прав и законных интересов, нарушенных преступлением. Поэтому в практической деятельности часто возникает потребность вызова указанных лиц в правоохранительные органы (суды, прокуратура, органы следствия и дознания) иностранного государства, на территории которого производится расследование или судебное разбирательство.
Поскольку лицо, явившееся по вызову, находится вне юрисдикции государства своего гражданства или последнего места жительства, в национальном законодательстве запрашивающего государства и в международных договорах предусматриваются меры защиты такого лица от возможных неправомерных действий органов запрашивавшего государства.
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории России, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории России. Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц производятся в порядке, установленном УПК. Явившиеся по вызову лица не могут быть на территории России привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы России. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию России до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Россию. Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается в таком же порядке при условии, что это лицо временно передается на территорию России компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории России, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе принципа взаимности (ст. 456 УПК).
В ратифицированных Россией конвенциях и договорах содержится дополнительная регламентация вопросов, возникающих при вызове из иностранного государства свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей и экспертов.
Так, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемого государства, явится в учреждение юстиции запрашивающего государства, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на его территории к уголовной или административной ответственности, задержан, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы (ст. 9 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Очевидно, что данный запрет имеет своей целью предотвратить арест и уголовное преследование вызванного, например, под видом свидетеля лица, выдача которого для привлечения к уголовной ответственности согласно положениям действующих конвенций и двусторонних договоров невозможна.
Указанные лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства (ст. 9 Конвенции СНГ).
Лицо, независимо от его гражданства, представшее по повестке перед юридическими органами запрашивавшего государства (для России это - суды и органы прокуратуры) для ответа за деяния, на основании которых против него было начато судебное разбирательство, не подвергается уголовному преследованию, задержанию или другим ограничениям его личной свободы за деяния или по обвинениям, которые предшествовали его отъезду с территории запрашивавшегося государства, и не указаны в повестке (п. 2 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам).
Явившиеся по вызову лица утрачивают указанный иммунитет от уголовного и административного преследования, если не оставят территорию запрашивавшего государства, хотя имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивавший их орган ("учреждение юстиции" - Конвенция СНГ; "юридический орган" - Европейская конвенция о взаимной правовой помощи) сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости (п. 2 ст. 9 Конвенции СНГ; п. 3 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи), либо вернутся на территорию запрашивавшего государства после отъезда (п. 3 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). В пятнадцатидневный срок не засчитывается время, в течение которого указанные лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивавшего государства (п. 2 ст. 9 Конвенции СНГ).
Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю, запрашивающим государством возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в этом государстве, равно как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица (п. 3 ст. 9 Конвенции СНГ; ст. 9, п. 2 и п. 3 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). Конкретные размеры денежных выплат указанным лицам, вызванным в иностранное государство для дачи показаний, определены в конвенциях, двусторонних договорах и национальном законодательстве (см. ст. 131 УПК).
Вызов свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, в учреждение юстиции запрашивающего государства не должен содержать угрозы применения средств принуждения (например, обязательство о явке, привод, денежное взыскание, штраф - см. ст. ст. 112, 113, 117 - 118 УПК РФ) в случае неявки (п. 4 ст. 9 Конвенции СНГ). Согласно ст. 8 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, свидетель или эксперт, который не ответил на повестку, о вручении которой просило запрашивающее государство, не может, даже если повестка содержит предупреждение о санкциях, быть подвергнут какому-либо наказанию или применению меры пресечения. Однако если впоследствии это лицо добровольно окажется на территории запрашивавшего государства и вновь будет там должным образом вызвано в суд, то за неявку по данному вызову оно может быть привлечено к установленной законом ответственности на общих основаниях.
Лицо, находящееся под стражей, о личной явке которого в качестве свидетеля или для очной ставки просит запрашивающее государство, временно передается на территорию, где должно состояться слушание дела, при условии, что оно будет отправлено обратно в сроки, указанные запрашиваемым государством, и при соблюдении иммунитетов, установленных ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, в той мере, в какой они применимы. При этом в передаче может быть отказано, если лицо, находящееся под стражей, не дает на это согласие, если его присутствие необходимо для уголовного судопроизводства, осуществляемого на территории запрашиваемого государства, если передача может продлить его содержание под стражей, наконец, если есть другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающего государства (п. 1 ст. 11 Европейской конвенции). В запросе о временной передаче содержащегося под стражей лица для допроса в качестве свидетеля или для очной ставки компетентные органы запрашивающего государства должны указать следующие сведения: имя и фамилию лица и, если возможно, место его содержания под стражей; краткое описание преступления, время и место его совершения; обстоятельства, подлежащие выяснению на допросе или очной ставке; время, в течение которого необходимо присутствие данного лица в запрашивающем государстве. Схожие положения содержатся и в ст. 78 Конвенции СНГ.
Передача предметов и пересылка документов, являющихся доказательствами по делу. Вручение документов и производство следственных действий. В Конвенции СНГ предусмотрена обязанность государств-участников по просьбе передавать друг другу предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица, в том числе орудия преступления; предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом. Иные предметы, которые могут иметь значение доказательств по уголовному делу, передаются и в том случае, если выдача лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, не может быть осуществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам. Если указанные предметы необходимы запрашиваемому государству для использования в качестве доказательств по уголовному делу, находящемуся в производстве у его компетентных органов, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу (п. 1 и п. 2 ст. 78). Конвенция гарантирует сохранение прав третьих лиц на переданные предметы, которые после окончания производства по делу должны быть безвозмездно возвращены тому государству, которое их передало (п. 3 ст. 78).
Помимо вещественных доказательств государства обязаны пересылать друг другу документы: свидетельства о регистрации актов гражданского состояния - непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния, документы (см. ст. 84 УПК РФ) об образовании, трудовом стаже и др., касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемого государства или иных лиц, проживающих на их территории (ст. 14 Конвенции СНГ). При этом документы, которые на территории одной из стран-участниц изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из стран-участниц рассматриваются как официальные документы, имеют на территориях других стран-участниц доказательственную силу официальных документов (ст. 13 Конвенции СНГ).
Учреждения юстиции стран-участниц оказывают друг другу помощь в установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан, а также в установлении места работы и доходов, проживающих на их территории лиц, к которым в учреждениях юстиции запрашивающей страны предъявлены имущественные требования по уголовным делам (гражданские ответчики - ст. 16 Конвенции СНГ).
Учреждения юстиции запрашиваемого государства осуществляют по соответствующим поручениям вручение документов в соответствии с порядком, действующим в этом государстве (например, см. ст. 188 УПК РФ), если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае они передают документы получателям, если последние согласны их добровольно принять. Вручение документа удостоверяется подписью лица и печатью запрашиваемого учреждения (см. ст. ст. 10 - 12 Конвенции СНГ; ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи).
Если запрашивающее государство считает личную явку свидетеля или эксперта в юридические органы (для России это суды и органы прокуратуры) особенно необходимой, оно указывает это в своей просьбе о вручении повестки, и запрашиваемое государство предлагает свидетелю или эксперту явиться в указанные органы, информируя при этом запрашивающее государство об ответе свидетеля или эксперта (п. 1 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам).
Компетентные органы запрашиваемого государства обязаны исполнять поручения органов следствия о производстве на их территории осмотров, обысков, выемок, допросов подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, а также иных следственных действий, предусмотренных процессуальным законодательством запрашиваемого государства (ст. 6, п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ). При этом сношения по вопросам исполнения процессуальных и иных действий, требующих санкции прокурора (суда), осуществляются органами прокуратуры в порядке, установленном генеральными прокурорами (прокурорами) стран-участниц (ст. 80 Конвенции СНГ), а по остальным вопросам - непосредственно заинтересованными учреждениями (ст. 5 Конвенции СНГ).
По нормам Конвенции СНГ государства-участники имеют право по поручению своих компетентных органов допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения, но, как и при вручении документов, запрещается применять средства принуждения или угрозу ими (ст. 12).
В силу ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, запрашиваемое государство выполняет в порядке, установленном его законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей юридическими органами запрашивающего государства (для России это - суды и органы прокуратуры) в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов и документов. Если запрашивающее государство желает, чтобы свидетели и эксперты дали показания под присягой, то оно специально об этом просит, а запрашиваемое государство выполняет эту просьбу, если только его законодательство не запрещает этого (п. 2 ст. 3).
Государства - участники Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам обязались передавать друг другу по соответствующему запросу необходимые для рассмотрения уголовного дела выдержки из судебных материалов и информацию о них в том же объеме, в каком они могли бы быть предоставлены их собственным юридическим органам (в России это - суды и органы прокуратуры) в аналогичном случае (п. 1 ст. 13).
Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Россию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории России в полном соответствии с требованиями УПК РФ (ст. 455 УПК). Указанные доказательства на общих основаниях подлежат оценке с точки зрения относимости, допустимости и достоверности (ст. 88 УПК) <*>. При возникновении сомнений в допустимости доказательства, полученного на территории иностранного государства, следует проверять соблюдение норм национального процессуального законодательства иностранного государства, а также норм, регламентирующих правоотношения государств по оказанию правовой помощи <**>.
--------------------------------
<*> Нельзя согласиться с Л.В. Яковлевой, полагающей, что поскольку "заключая договоры, государства обязуются добросовестно исполнять поручения об оказании содействия в проведении следственных действий", то "у запрашивающей стороны отсутствуют основания для сомнения в достоверности свидетельских показаний и полноценности вещественных доказательств, получаемых в ответ на запрос" (УПК РФ. Профессиональный комментарий по главам авторского коллектива ученых под рук. В.И. Радченко, В.П. Кашепова, А.С. Михлина. М., 2002. Библиотечка "Российской газеты". 2002. Вып. N 5 - 6. С. 287). Статья 455 УПК создает лишь предпосылки для решения вопроса о допустимости доказательства, полученного на территории иностранного государства, после соответствующей проверки, необходимость проведения которой данная норма не исключает. Только после принятия решения о признании доказательства допустимым, оно наравне со всеми другими доказательствами оценивается с точки зрения достоверности содержащихся в нем сведений.
<**> Например, при рассмотрении в Савеловском районном суде г. Москвы дела "Аэрофлота" сторона защиты заявила ходатайство о признании недопустимыми доказательствами протоколов допросов свидетелей-иностранцев и приложений к этим протоколам, полученных Генеральной прокуратурой РФ из Швейцарии в порядке оказания правовой помощи. Защита обосновывала свое ходатайство целым рядом аргументов, но главный из них заключался в следующем: документы, поступившие из Швейцарии, добыты незаконным путем - при подаче запроса об оказании правовой помощи были скрыты от швейцарских коллег некоторые обстоятельства дела и даже допущены серьезные процессуальные нарушения. В частности, на момент оформления 5 мая 1999 г. международного следственного поручения существовало два уголовных дела в отношении одних и тех же фигурантов: в январе 1999 г. после финансовых проверок в "Аэрофлоте" было возбуждено одно дело по факту мошенничества, а спустя месяц - второе дело в отношении тех же лиц, но по обвинению в незаконном предпринимательстве и отмывании денег. Затем эти два дела были соединены в одном производстве, однако в запросе о правовой помощи фигурировало только дело по обвинению в мошенничестве. На то время УК Швейцарии не предусматривал ответственности за незаконное предпринимательство и отмывание денег. На этом основании, считали защитники, Швейцария отказала бы России в оказании правовой помощи, если бы она была полностью информирована. Кроме того, в сопроводительных письмах из швейцарской Генеральной прокуратуры нет описей приложений, что позволило защите высказать сомнение в "швейцарском происхождении" приложенных документов. Представители гособвинения заявили в суде, что швейцарская Генеральная прокуратура была полностью информирована об уголовном деле в полном объеме. Обсудив ходатайство защиты, суд признал недопустимыми доказательствами только приложения к протоколам допросов швейцарских свидетелей (см.: Андреев Р. Российские прокуроры обманули швейцарских // Независимая газета. 2002. 9 авг.; он же. Суд по делу "Аэрофлота" ушел от международного скандала // Независимая газета. 2002. 16 авг.).

Предоставление информации по правовым вопросам, уведомление о результатах уголовного преследования, предоставление сведений об обвинительных приговорах и о судимости. В силу различных организационных, технических причин правоохранительные органы России и других государств не всегда имеют в своем распоряжении нормативные акты иностранных государств, необходимые для правильного разрешения дел, поэтому центральные учреждения юстиции по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции (ст. 15 Конвенции СНГ).
О результатах производства по уголовному делу против выданного лица запрашивавшее государство должно сообщить государству, осуществившему выдачу, а при наличии просьбы последнего - выслать ему копию окончательного решения (ст. 69 Конвенции СНГ). Равным образом запрашивавшееся государство обязано уведомить запрашивавшее государство о результатах уголовного преследования во исполнение соответствующего поручения, направив ему копию окончательного решения (ст. ст. 73, 74 Конвенции СНГ; п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о выдаче).
Кроме того, государства-участники Конвенции СНГ приняли на себя обязательство ежегодно сообщать друг другу сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесенных их судами в отношении граждан соответствующего государства. Предусмотрена обязанность государства при наличии соответствующей просьбы сообщать сведения о судимости лиц, осужденных ранее его судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории другого государства-участника (ст. 79 Конвенции СНГ).